Нацбанк Беларуси по-прежнему не может кардинально решить проблему избыточной рублевой ликвидности в банковской системе. Предпринятая регулятором на прошлой неделе попытка временно, хотя бы на месяц, изъять деньги с рынка через размещение краткосрочных облигаций не увенчалась особым успехом.
Банки неохотно покупали КО Нацбанка из-за достаточно длинных по белорусским «нестабильным» меркам сроков (месяц и более) при том, что ставка размещения ничуть не отличалась от ставки изъятия ликвидности на сутки (овернайт) - 30% годовых.
И хотя за 3 дня размещения КО регулятор в общей сложности изъял около 4 трлн. рублей, остатки на корсчетах банков все равно оставались высокими, что не позволило реанимировать рынок межбанковских кредитов, активность на котором по-прежнему измеряется штучными сделками с мизерными оборотами. В результате Нацбанку пришлось возвращаться к ручному регулированию ликвидности, изымая лишние деньги через однодневные депозиты по те же 30%.
На фоне инфляционных и девальвационных ожиданий такой инструмент регулирования (изъятия) ликвидности несмотря на трудозатраты выглядит гораздо привлекательнее по сравнению с КО, ибо рублевая масса замораживается всего на сутки, а не на месяц. Естественно, что банки, не желающие терять ни дня, активно продают деньги регулятору, выплачивающему проценты за счет свой прибыли, что в свою очередь сказывается на дальнейшей росте денежной массы.
Так, за 4 дня недели остатки на корсчетах уменьшились примерно в 4 раза с 8,21 трлн. (утро вторника) до 2,52 трлн. на утро пятницы, 30 марта, в то время как сумма изъятых у банков рублей выросла до 11,5 трлн. Исходя из ставки 30% годовых, такое регулирование ликвидности обходится Нацбанку в 9,45 млрд. рублей за сутки.