Решение белорусских властей о введении нулевой таможенной ставки на импорт цемента было сделано исключительно под импорт цемента, произведенного в Китае. Как сообщает БДГ, Министерство архитектуры и строительства Беларуси планирует импортировать через малоизвестную компанию «АйТи-Хаус» на белорусский внутренний рынок не менее 1,2 млн. Тонн китайского цемента, что составляет почти весь объем предусмотренного правительством импорта на 2008 год.
Общий объем поставок, включая партии для реэкспорта, может составить до 5 млн. Тонн. Поставщик обещает невероятно низкую (с учетом необходимой логистики) цену – всего 140 долл. За тонну. Ожидается, что реализация этого весьма заманчивого проекта может начаться уже в апреле, отмечает издание.
Как стало известно, «АйТи-Хаус», заключил контракт с китайской компанией Shandong Shanshui Cement Group Ltd, объединяющей 28 цементных заводов в разных провинциях Китая. В 2007 году суммарный объем их производства составил 40 млн. Тонн. В 2008 году компания планирует выпустить уже 50 млн. Тонн продукции.
Себестоимость тонны цемента в Китае, составляет около 18 долл. За тонну. По словам генерального директора «АйТи-Хаус» Василия Стасюка, ему тонна обходится в 37 долл., а с учетом погрузки в порту (почти все крупные заводы Shandong Shanshui имеют выход к морю и обладают необходимой портовой инфраструктурой) – 45 долл. За тонну. Тем не менее, с учетом организации всей логистической цепочки (цемент поставляется морем в одесский порт «Южный», там происходит его перевалка и по железной дороге он отправляется в Беларусь) на границе Беларуси тонна должна стоить не 140 долл., а не менее 230 долл.
Столь низкие цены В.Стасюк объясняет договоренностью с китайской стороной, по которой в случае обеспечения значительных объемов реализации «АйТи-Хаус» получит эксклюзивное право на поставку цемента Shandong Shanshui в страны СНГ. Таким образом, отмечает он, потери в Беларуси компания сможет окупить на соседних рынках. Реэкспорт (или его часть) В.Стасюк также намерен осуществлять через Минстройархитектуры.
Схема, видимо, уже утвержденная министерством, предполагает в частности, что на реэкспорте смогут заработать и белорусские цементные заводы, находящиеся сейчас в незавидном положении из-за того, что могут продавать на экспорт по рыночным ценам лишь ограниченные объемы цемента, а остальное вынуждены реализовывать на внутреннем рынке по заниженной цене. Сейчас рентабельность цементных заводов при пока еще относительно невысоких ценах на газ составляет 8-10% притом, что в соседней России достигает 25 и даже 40%.
Предполагается, что, покупая китайский цемент через «АйТи-Хаус», белорусские цементные заводы смогут реализовывать его на внутреннем рынке по той же цене, в то время как самостоятельно произведенные партии предприятия получат возможность сбывать за рубежом. Эта довольно сложная схема, по расчетам В.Стасюка, позволит Минстройархитектуры и его предприятиям получить прибыль в размере 50 млн. Долл.
Цена в 140 долл. За тонну, предложенная Беларуси, все же значительно выше, чем внутренняя цена – около 80 долл. Но чтобы покрыть дефицит рынка, Беларусь в любом случае должна будет импортировать цемент. Необходимый объем импорта правительство оценило в 1,243 млн. Тонн. Общая потребность рынка с учетом частного сектора составляет 1,7 млн. Тонн.
При этом бум строительного рынка обуславливает небывалый рост цен на стройматериалы. По некоторым прогнозам, уже в этом году тонна цемента может достичь 400-500 долл.
Интерес Shandong Shanshui Cement Group к белорусскому рынку связан также с участием в СП по строительству под ключ новых производственных линий на базе одного из белорусских цементных заводов. Ранее сообщалось, что цементные заводы уже подписали с китайской корпорацией «Ситик» контракты на строительство линий по производству цемента мощностью 1,8 млн. Тонн в год каждая. Проект должен быть реализован к 2010 году и на 85% обеспечен за счет кредитных ресурсов, которые предоставит китайская сторона. Вдобавок, представители Shandong Shanshui Cement Group внесли в Минстройархитектуры свои предложения по строительству новых заводов на базе действующих месторождений.