Последнее обновление: 05.05.2024 12:02

Ломать предлагает «поломать» существующий порядок торговли нефтепродуктами

Комитет государственного контроля решился сообщить об итогах двухмесячной проверки деятельности предприятий, занимающихся оптовой и розничной торговлей нефтепродуктами. Из более 500 организаций , имеющих соответствующие лицензии ведомство Зенона Ломатя проверило 80 субъектов предпринимательской деятельности, занятых в сфере оборота ГСМ, и выявило, что в этой сфере существуют серьезные проблемы. Так, нарушения установлены в 73 из них (91% от количества проверенных). 52 субъектами хозяйствования не соблюдали налоговое законодательство, 15 — нарушали порядок оборота нефтепродуктов, 19 — не соблюдали требования технического нормирования и стандартизации, 8 –нарушали дисциплину цен и т.д.

Тем, что у 91% проверенных организаций выявлены нарушения, сегодня никого не удивишь. Такова специфика белорусского законодательства, выполнять не которое на все 100% неспособно ни одно из зарегистрированных в РБ предприятий – белорусские чиновники проявили особые находчивость и смекалку в этом процессе. Между тем, КГК указывает на четыре пункта, которые вызвали особое недовольство со стороны проверяющего органа.

Во-первых, клеркам из КГК не понравилось, что Положение о лицензировании деятельности, связанной с оборотом нефтепродуктов, не отличается особой «жесткостью» и не учитывают специфику реализуемой подакцизной продукции. В частности речь идет о том, что одним из лицензионных требований является наличие складов хранения нефтепродуктов и автозаправочных станций, однако не указано, в чьей собственности и где должны находиться эти объекты, не определены основания для аннулирования лицензий и другие важные моменты. В результате, отдельные продавцы нефтепродуктов не утруждают себя строительством и содержанием АЗС и складов, а на балансе таких продавцов нередко числится лишь офисная мебель, отмечают проверяющие из ведомства Ломатя.

Такие законодательные дыры приводят к тому, что оборот нефтепродуктов превращается в длинную цепь перепродаж, займов, договоров комиссий, с участием фирм-однодневок («помоек»). Например, ТТЧУП «Глициния» в октябре–ноябре 2006 г. И марте 2007 г. Поставило нефтепродукты на сумму 2 млрд. Руб. Частной фирме «Фелонатос», которая так и не оплатила поставленные нефтепродукты, с октября 2006 г. Не отчитывается перед налоговыми органами, задолжала бюджету около 12 млрд. Рублей. Этот пример позволяет КГК утверждать, что если всего одна фирма, вовлеченная в прибыльный нефтебизнес, не внесла причитающиеся государству 12 миллиардов, то «шалости» всех остальных игроков нефтяного поля оборачиваются гигантской суммой, которую недополучил бюджет.

Во-вторых, у проверяющего органа возникли претензии к самому концерну «Белнефтехим». Отмечается, что концерн не взаимодействует с налоговыми и регистрирующими органами, а это приводит к тому, что многие субъекты уже ликвидированы либо находятся в стадии ликвидации, а решения о прекращении действия их лицензий до настоящего времени концерном не приняты. Количество таких субъектов только по выявленным фактам составляет более 30. По результатам проверки концерну «Белнефтехим» предложено аннулировать лицензии, выданные таким лицензиатам.

Еще, проверяющим из КГК не понравилось, что за нарушение порядка учета поступления, хранения, расходования, отпуска или приобретения ГСМ могут быть наказаны только работники государственных и сельскохозяйственных организаций, а также организаций, имеющих долю государственной собственности, хотя в этом бизнесе преимущественно заняты частные структуры, а типовая инструкция о порядке приема, хранения, отпуска и учета нефтепродуктов на белорусских АЗС, разработанная «Белнефтехимом», распространяется только на организации концерна и, собственно, не имеет юридической силы. Вызвали нарекания у проверяющих и многочисленные способы расчетов за нефтепродукты на АЗС - наличный и безналичный расчеты, талоны, ведомости, электронные карты. При этом не определено, являются ли, например, талоны бланками строгой отчетности.

Естественно, что по итогам проверки КГК Беларуси будет агитировать за принятие единого нормативного правового акта, регулирующего все вопросы, касающиеся импорта, производства, реализации и потребления всех видов нефтепродуктов. Однако, цифровые итоги проверки не отражают ту степень озабоченности, которую пытается напустить КГК на текущие проблемы в отрасли. Принимая во внимание, что только один субъект задолжал более 12 млрд. Рублей, следовало бы рассчитывать на то, что штрафы за выявленные в 91% из проверенных предприятий нарушения «озолотят» белорусский бюджет. Реальные цифры гораздо скромнее. По результатам проверки к правонарушителям применено экономических санкций на общую сумму 1,3 млрд. Руб., доначислено налогов и сборов на сумму 1,1 млрд. Руб., привлечено к административной ответственности и оштрафовано 16 должностных лиц. На фоне экспорта белорусских нефтепродуктов в Европу на сумму в несколько миллиардов евро в год, указанные суммы выглядят копеечными. Бюджету от этих цифр легче не станет. Зато какой «шикарный» есть повод для начала белорусской кампании по национализации предприятий оптовой и розничной торговли нефтепродуктами с последующей передачей этой сферы в ведение создаваемой Белорусской нефтяной компании.



<Июнь 2007
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Июль 2007>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Экономика