Национальный банк Беларуси инициирует разработку программы по развитию потребительского рынка отечественных товаров и услуг для населения.
Как сообщил 29 августа на пресс-конференции председатель правления Нацбанка Петр Прокопович, не исключено, что такая программа будет принята еще в нынешнем году. Это объясняется тем, что в Беларуси выпуск конкурентоспособных товаров и услуг отстает от возможностей населения: доходы населения растут более быстрыми темпами, чем отечественная промышленность. "Мы очень медленно раскачиваемся, а рынок у нас открытый, и, естественно, на этот рынок приходят иностранные товары, услуги, капитал, который обслуживает наше население", — сказал П.Прокопович. По его словам, сегодня в республике отмечается рост потребительского импорта по направлениям, которые отечественные предприятия и предприниматели в состоянии производить самостоятельно. Однако они должны не уступать по качеству и быть дешевле импортных. "Это вопрос очень сложный, но его надо решать, чтобы средства, которые получают наши граждане в виде зарплаты и доходов, работали на благо нашего населения. Если бы мы эти 500 или 600 млн. долларов, которые тратим на импорт товаров, направили на развитие своего отечественного рынка, естественно, создали бы больше рабочих мест, была бы выше зарплата", — заявил П.Прокопович.
По его словам, в январе-июле наблюдалось превышение спроса на валюту со стороны населения над предложением. Это привело к чистой покупке валюты населением в размере 207 млн. долларов США (в прошлом году за указанный период была отмечена чистая продажа валюты населением в размере 17,5 млн. долларов США). Основной причиной формирования отрицательного сальдо банков по операциям в торговле валютой с населением глава Нацбанка назвал значительное превышение темпов роста реальных денежных доходов граждан над темпами роста производства потребительских товаров. За первое полугодие 2005 года они составили соответственно 15,8 и 10,2 процента.