После заявлений Лукашенко о компании ПриватЛизинг и признания Виктора Бабарико в том, что ему известна эта компания, Еврорадио провело расследование на предмет существования в этих схемах мошеннических денег.
ПриватЛизинг занимается заключением лизинговых сделок с физическими лицами. Через платформу “рассрочка.бел” и сеть магазинов “5 элемент” компания предлагает электротовары, телерадиотовары, средства связи. Компания была зарегистрирована в 2007 году. Изначально она называлась “Агентство торговли в рассрочку”. Именно под этим названием она начала сотрудничество с Белгазпромбанком в рамках системы продаж "Рассрочка DELAY", сообщает Еврорадио.
В 2019 году, по информации Ассоциации лизингодателей, ПриватЛизинг стал одной из пяти крупнейших лизинговых компаний. Доля компании на рынке — около 3,5%, лизинговый портфель — 163 млн рублей. За прошлый год компания заключила новых договоров на 205 млн рублей.
Собственники компании “ПриватЛизинг” — четверо белорусов и две латвийские компании. Официальный директор — Андрей Харланович, бессменно занимающий этот пост с 2007 года. Ему принадлежат 19% компании.
Ещё 19% принадлежат Алексею Александровичу Геращенко. Сергей Добролёт, бывший зампред правления Белгазпромбанка, владеет 15% доли “ПриватЛизинга”. Ещё 15% владеет Антон Морозов, заместитель председателя наблюдательного совета страховой компании “Кентавр”.
Оставшиеся 32% доли компании принадлежат двум латвийским компаниям: “АЛДИ Проджектс” (18%), которая сменила другую латвийскую компанию “Ауструму Тилтс”, и “МВС Инвестмент” (14%).
Последняя — владеет 100% доли компании “Хайв проджект”, которой принадлежат краудфандинговые платформы MolaMola и Ulej. Их основатель — Эдуард Бабарико, сын Виктора Бабарико и глава его инициативной группы.
Среди уже бывших собственников “Хайв проджект” — Антон Морозов, Андрей Васин (частный инвестор, занимавшийся альтернативными источниками энергии) и компания “Правовой диалог”. Все их доли в августе 2019-го перешли к “МВС Инвестмент”.
Юрфирма “Правовой диалог” занимается досудебным взысканием задолженностей по кредитам Белгазпромбанка и подготовкой документов к взысканиям в судебном порядке.
Среди собственников “Правового диалога” — пять граждан Беларуси и три компании, две из них иностранные. Имена и фамилии части из них совпадают с собственниками “ПриватЛизинга” — это Андрей Харланович, Алексей Геращенко и Антон Морозов. Вместе у них 25% доли.
Ещё один собственник — Светлана Добролёт, у неё 15%. Человек с такой же фамилией — среди собственников “ПриватЛизинга”. Пятый собственник “Правового диалога” — Эдуард Бабарико, ему принадлежат 7,5% доли.
Также в собственниках есть Белгазпромбанк с 10% и две уже знакомые нам латвийские компании: “МВС Инвестментс” и “АЛДИ Проджектс” — им принадлежит 42,5% доли.
Вопросами страхования в связке с Белгазпромбанком занимается ЗАО “Кентавр”. Среди акционеров — организации “ПриватЛизинг” и “Правовой диалог” и латвийская компания “Латвийское инвестиционное агентство “Ауструму Тилтс”, которая, кстати, до июня 2020 года была среди собственников “ПриватЛизинга”. Также долю в компании имеет её директор Сергей Прохорчик. И ещё три человека: Ольга Старченко, Наталья Акулич и Антон Морозов, который стал собственником лишь в марте 2020 года.
Несколько бывших сотрудников Белгазпромбанка и Эдуард Бабарико среди собственников одной из компаний-спутников — это не единственная связь сети контрагентов с Виктором Бабарико. “ПриватЛизинг” с 2014 года активно сотрудничает с благотворительным фондом “Шанс”. Глава его попечительского совета и один из учредителей — Виктор Бабарико. Глава попечительского совета и один из учредителей фонда "Шанс" — Виктор Бабарико. Замглавы фонда является Владимир Майоров, гендиректор «Газпром трансгаз Беларусь».
Фонд помогает с лечением тяжелобольных детей. “ПриватЛизинг” совместно с фондом “Шанс” помогал Сенненской школе-интернату для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Бытенскому детскому дому, Белорусской федерации шахмат.
Три латвийские компании: “МВС Инвестментс”, “АЛДИ Проджектс” и “Ауструму Тилтс” — фигурируют среди собственников трёх компаний-контрагентов, работающих на Белгазпромбанк, а одной из них целиком принадлежит “Хайв проджект”, которая владеет краудфандинговыми платформами MolaMola и Ulej.
В “МВС Инвестментс” директором числится Александр Ростов — бывший редактор Delfi.Latvia, сооснователь двух сервисов для “Инстаграма”: interest.me и inselly. Среди основных бенефициаров числятся только Александр Ростов и Алексей Степанов, оба — граждане Латвии.
В “АЛДИ Проджектс” директором числится Алексей Степанов. Он же обозначен как основной бенефициар. При этом среди акционеров, кроме него, ещё два человека: россиянка Татьяна Степанова и белорус Дмитрий Шевчук. Так же зовут бизнесмена из Могилёва, который владеет компанией “Тайкун” — она занимается альтернативной энергетикой в Беларуси.
На созданных Эдуардом Бабарико крауд-платформах Ulej и MolaMola все переводы проходят через платёжную систему Белгазпромбанка. Банк получает процент от каждой зачисленной суммы.
Ну что тут скажешь, зачет ! Теперь понятно, что Лукашенко с его отношением к посредникам и прочим аутсорсинговым схемам называет мошенническими деньгами. На самом наличие целого ряда профильных юридических лиц вокруг отдельно взятого банка очень выгодно самому банку. И в настоящее время все крупные и средние банки выстроили вокруг себя банковские холдинги, позволяющие экономить огромные деньги и облегчать себе существование в рамках очень жесткого банковского законодательства. Ну, например, схема с лизингом и рассрочкой товаров позволяет банку избежать накопление токсичных активов в виде просроченной задолженности сотен или даже тысяч физлиц.
Участие латвийского капитала говорит о том, у местных «барыг» Бабарико и сотоварищей не хватало заработанных в банке денег для полноценного запуска проектов, но при этом позволяло им привлечь иностранные инвестиции по привлекательной процентной ставке (Это ЕС, детка!).
Возможна ли в этой схеме оптимизация налогообложения. Безусловно, да, но пойди и докажи. Хотя, скорее, сейчас это больше защита инвестиций и заработанных денег в условиях белорусского сбора урожая с арестованных бизнесменов.
Всё вышеперечисленное, что накопало Еврорадио, является частью работы современного бизнеса не только в Беларуси, но и во многих странах глобального бизнес-мира, где каждый день открываются новые возможности и перспективы заработать и сэкономить. Что касается спрута из юрлиц, в которых «замешан» Виктор Бабарико, то это еще уровень детской площадки. К примеру, возьмем г-на Олексина или БНК…