Власти Украины поменяли устав Нафтогаза, лишив его контроля за газопроводами, чем нарушили договоренности с кредиторами и поставили под угрозу финансирование закупок газа в Европе для компенсации отказа от российского топлива, сообщил Нафтогаз в пятницу.
Ключевой западный кредитор Нафтогаза - Европейский банк реконструкции и развития - выразил озабоченность.
"Если эти сообщения подтвердятся, это очень серьезная проблема. Мы рассчитываем, что наши партнеры выполнят свои обязательства и сделают Нафтогаз примером реформы корпоративного управления", - сообщил местный офис ЕБРР.
Правительство Украины утвердило реформу корпоративного управления госкомпании Нафтогаз перед прошлым отопительным сезоном ради получения кредитов ЕБРР и Всемирного банка на $800 миллионов для закупки газа в Европе.
На прошлой неделе, по данным пресс-службы Нафтогаза, Министерство экономики внесло изменения в устав госкомпании и лишило ее контроля над газотранспортным Укртансгазом, сохранив его в собственности Нафтогаза.
"Изменение устава Нафтогаза таким образом, как это произошло на прошлой неделе - это нарушение принципов корпоративного управления ОЭСР и обязательств, которые взяла на себя Украина. Эти события ставят под угрозу заключение Нафтогазом кредитной сделки с участием Всемирного банка на сумму $500 миллионов. Эти средства необходимы для закупки газа и стабильного прохождения Украиной зимнего сезона", - говорится в заявлении Нафтогаза, полученном Рейтер по электронной почте.
"Кроме того, это нарушает условия кредитного соглашения с ЕБРР и угрожает потенциальным дефолтом по задолженности, гарантированной государством".
Минэкономики пока не ответило на просьбу прокомментировать заявление Нафтогаза.
Украина с декабря прошлого года отказалась от закупок газа в России и рассчитывает накопить достаточный объем топлива к зиме за счет поставок из Европы. В августе Нафтогаз завершил отбор европейских поставщиков на $300 миллионов кредитной линии ЕБРР.
В прошлом году Украина добыла 19,9 миллиарда кубометров газа, а импортировала - 16,5 миллиарда, при этом, поставки из Европы удвоились до 10,3 миллиарда кубометров, из России - сократились более чем вдвое до 6,1 миллиарда кубометров.