Прошел год со дня введения Россией продовольственного эмбарго. Несмотря на это и вопреки всем ожиданиям, польские производители продуктов питания добились рекордной прибыли.
"Хотите противодействовать Путину - ешьте яблоки и пейте яблочный сидр", - призвал летом 2014 года своих читателей Гжегож Новацки, редактор польской экономической газеты Puls Biznesu. Так он отреагировал на российский запрет на ввоз продуктов питания из ЕС, ставший ответной мерой на санкции Евросоюза в отношении России.
Призыв польского журналиста мгновенно подхватили его сограждане: всего за два дня хэштег #jedzjablka ("ешь яблоки") стал лидером в социальных сетях и интернет-форумах. Сотни людей публиковали собственные фотографии, на которых грызли яблоки, запивая их сидром, чтобы продемонстрировать солидарность с местными производителями фруктов. Переиначенная английская пословица "An apple a day keeps Putin away" (в оригинале "An apple a day keeps the doctor away" - "Кто яблоко в день съедает, у того доктор не бывает") стала хитом среди интернет-сообщества по всему миру.
Российское продовольственное эмбарго, введенное 6 августа 2014 года вначале сроком на год, а затем продленное до 5 августа 2016 года, сразу стало постоянной темой в польских СМИ. Прежде всего потому, что поляков особенно волнует конфликт, разворачивающийся у их восточной границы. Многие жители Польши чувствуют угрозу со стороны России. Подобные опасения в особенности выросли после аннексии Крыма, пишет Deutsche Welle.
Вместе с тем польские сельхозпроизводители, а в особенности производители яблок, на самом деле серьезно пострадали от введения Россией эмбарго. До того момента почти 70 процентов всего экспорта фруктов из Польши отправлялось в Россию. Польша - крупнейший производитель яблок и яблочного сока в Европе. По данным польского Центрального статистического ведомства (GUS) в 2014 году в стране было выращено около 3,2 миллиона тонн яблок. Почти половина из них была экспортирована.
Вначале сельхозпроизводители столкнулись с серьезными трудностями и им пришлось снизить цены. Однако с мая 2015 года положение улучшилось. Выручка выросла на 47 процентов по сравнению с предыдущим годом. Больше всего закупать польские яблоки стали из Беларуси и Сербии, одним из главных клиентов которых в свою очередь является Россия. По данным специализированного польского интернет-издания Sadyogrody.pl, Россия закупает в Сербии преимущественно недорогой сорт яблок "Айдаред". Именно его в основном выращивают в Польше.
Польским производителям также удалось найти еще один способ обхода российского эмбарго: вместо фруктов они продают в Россию полуфабрикаты - такие, как концентрат яблочного сока. В 2014 году продажи концентрата выросли в сотни раз - если еще в 2013 году поляки сбыли около 100 тонн, то к 2014 году эта цифра выросла до 10 тысяч тонн. Американские фирмы также охотно закупают крупные партии концентрата. На фоне возросшего спроса цены на используемые в промышленности яблочные полуфабрикаты подскочили в Польше за несколько месяцев в два-три раза.
Создается впечатление, что трудные времена уже миновали. "Если Россия и дальше будет закупать яблоки в Беларуси, на Украине, в Сербии и Македонии, тогда эти страны могут отправлять на экспорт всю собственную продукцию, а для своего рынка покупать польские яблоки", - полагает Мирослав Малишевский, председатель Союза садоводов Польши.
Продажи польских яблок внутри страны также увеличились в прошлом году с 16 до 18 кг на человека. Сложно сказать, что повлияло на это в первую очередь - российское эмбарго, кампания в СМИ, призывающая поддержать местных производителей или же просто снизившиеся цены. Летом и осенью 2014 года яблоки были в Польше повсюду: их бесплатно раздавали в поездах, политики и знаменитости демонстративно ели фрукты на публике.
Еще один побочный эффект российского эмбарго - рост популярности подзабытого яблочного сидра, который сегодня можно купить в Польше практически в каждом магазине и ресторане.
Несмотря на российское продовольственное эмбарго - а, возможно, и вопреки ему - у польской пищевой промышленности дела идут на удивление хорошо. Более того, 2015 год может стать рекордным для всей отрасли. За первые пять месяцев поляки экспортировали продуктов питания на 9,3 миллиарда евро. До конца года эта сумма достигнет 25 миллиардов евро, прогнозирует польский министр сельского хозяйства Марек Савицкий.
В 2014 году общий объем продовольственного экспорта страны составил 22 миллиарда евро. По словам Савицкого, Польша экспортирует свои продукты питания в 73 страны. По всей видимости, рекордные показатели также являются одним из побочных эффектов российского эмбарго. Польские производители продовольствия, оказавшись в сложной ситуации, вышли на новые рынки на Ближнем Востоке, в Азии и Африке.