В декабре 2013 года Кремль изначально закладывал в программу выкупа евробондов условия для отсечения Украины от кредитных ресурсов МВФ и западных партнеров, формируя условия для провокации технического дефолта в Украине.
Об этом говорится в ежеквартальном прогнозе Ukrainian Economic Trends Forecast 2Q 2014, подготовленном аналитической группой Da Vinci AG, передает УНИАН.
«Согласно условиям эмиссии евробондов на сумму в 3 млрд долл., пока бумаги находятся в обращении, Украина обязуется поддерживать общий объем госдолга и долга, гарантированного государством, на уровне не более 60% от годового номинального ВВП. При нарушении этой ковенанты (обязательства) Россия получила бы право потребовать немедленного возврата долга», - говорится в прогнозе.
Эксперты сомневаются, что на момент принятия решения о выделении 3 млрд долл. Украине, Россия не рассматривала вариант девальвации курса гривни, которая была очевидна со второй половины 2013 года и возможности превышения уровня госдолга до 60% ВВП.
Кроме того, торговые ограничения и другие недружественные действия со стороны РФ свидетельствовали о достаточных основаниях для прогноза снижения темпов экономического роста и увеличении соотношения госдолг/ВВП.
В связи с этим, эксперты полагают, что Россия намеревалась воспользоваться предоставлением внешней финансовой помощи Украине со стороны МВФ-ВБ-ЕС-США с целью требования досрочного погашения долга и провокации технического дефолта. В контексте данного сценария рассматривались также попытки «Газпрома» истребовать с НАК «Нафтогаз Украины» порядка 12 млрд долл. за недобор газа в 2013 году согласно действующим контрактам.
В Da Vinci AG полагают, что Москва рассчитывала на активизацию оговорки о перекрестном дефолте, содержащиеся в других выпусках украинских бумаг. Держатели остальных евробондов могли вслед за Россией потребовать их досрочного погашения на общую сумму около 19 млрд долл.
Эксперты не ожидают дефолта Украины в текущем году, поскольку объем золотовалютных резервов Национального банка Украины является достаточным для погашения внешних обязательств, даже без средств Международного валютного фонда.