Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's подтвердило Казахстану долгосрочный и краткосрочный рейтинги на уровне "BBB+/A-2". Прогноз по рейтингам - "стабильный".
Как говорится в сообщении агентства, позитивное влияние на рейтинги Казахстана оказывают значительные запасы природных ресурсов, что обусловливает высокие бюджетные показатели, позицию правительства как нетто-кредитора, а также усиление его позиции как внешнего нетто-кредитора и рост ВВП на душу населения, превышающий средние показатели, в течение последних 10 лет.
Уровень рейтингов по-прежнему сдерживается ограниченной, по мнению аналитиков агентства, эффективностью институциональной системы и управления, что обусловлено высокой степенью централизации политических процессов, отсутствием прозрачности и сохраняющейся неопределенностью в вопросе о будущем преемнике действующего президента. Уровень рейтингов также ограничен умеренными темпами развития экономики (ВВП на душу населения в 2013 году составит немногим меньше $13 тыс.), ограниченной гибкостью монетарной политики и высокой зависимостью экономики от добывающего сектора.
Прогнозы S&P предусматривают, что политическая ситуация в Казахстане останется стабильной. Вероятность сколько-нибудь значительных угроз устойчивости правления президента Нурсултана Назарбаева, как в виде внутриэлитного конфликта, так и в форме протестного движения, низка. Вместе с тем аналитики отмечают, что институциональные риски остаются высокими, учитывая недостаточную ясность относительно будущего преемника действующего президента и соответствующих изменений политики. Процесс принятия политических решений высокоцентрализован. Как правило, президент страны определяет стратегию в целом, тогда как конкретные законы и детали стратегии появляются вскоре после этого.
Между тем, рейтинги Казахстана могут понизиться в случае замедления темпов роста ВВП на душу населения или устойчивого ухудшения баланса бюджета и внешнего баланса. Рейтинги также могут оказаться под давлением из-за ухудшения политической среды вследствие приверженности политике, не обеспечивающей устойчивый экономический рост в среднесрочной перспективе, или из-за повышения рисков, связанных с процессом перехода власти в будущем.
Суверенные рейтинги могут быть повышены в случае улучшения политической среды, которое обеспечило бы большую прозрачность и предсказуемость процесса принятия политических решений, и усиления системы политических институтов. Кроме того, позитивное влияние на рейтинги могут оказать ускорение темпов проведения реформ, а также усиление мер по диверсификации экономики и повышению гибкости монетарной политики.