Дополнительная помощь из федерального бюджета, которая может потребоваться российским регионам на выполнение майских указов президента, оценивается на уровне до 0,9-1% ВВП в 2013 году, а в 2014 году вырастет до 2,1% ВВП, подсчитали аналитики Standard & Poor’s.
Основная нагрузка по выполнению указов президента, в первую очередь по росту зарплат бюджетников, ложится на регионы. В действующем законе о федеральном бюджете уже предусмотрено на выполнение указов 2,3% ВВП в 2013 году и 2,2% в 2014 году.
"Принимая во внимание текущий объем бюджетных резервов федерального правительства (около 8% ВВП), такое существенное увеличение трансфертов и (или) региональных налоговых доходов может оказаться сложной задачей", - отмечают аналитики.
В связи с этим аналитики видят несколько возможных сценариев развития событий во втором полугодии 2013 года - начале 2014 года. В рамках первого сценария правительство будет по-прежнему требовать от регионов наращивания расходов в целях выполнения указов президента вне зависимости от динамики доходов. Такая политика, вероятнее всего, приведет к усилению фискального дисбаланса, сокращению региональных инвестиционных программ и снижению кредитного качества многих регионов.
В соответствии со вторым сценарием, правительство может предоставить дополнительную финансовую поддержку регионам из федерального бюджета. "Это потребует, в том числе, и политической воли для противодействия отраслевым расходным лобби", - полагает S&P.
В рамках третьего возможного сценария федеральный центр может пересмотреть целевые показатели президентских указов и, например, снизить темпы и (или) перенести сроки реализации некоторых из них. "По нашей информации, такие действия уже принимаются: в частности, срок выполнения указа о расселении граждан из ветхого и аварийного жилого фонда перенесен с 2015 года на 2017 год. Теоретически подобные меры могут быть приняты и в отношении других указов", - отмечают аналитики. В частности, могут быть замедлены темпы повышения зарплаты бюджетников, что ослабит давление на регионы.