Второй раз за летние месяцы в эпицентре крупных экономических потрясений оказались страны с новыми рынками. В первую очередь, затронуты их финансовые и фондовые рынки, а также национальные валюты. Так, до исторического минимума упал во вторник обменный курс индийской валюты - рупии, когда за один доллар США на межбанковском рынке Нью-Дели давали 64,12 рупии. Таким образом, за последние шесть месяцев индийская денежная единица обесценилась по отношению к доллару на 14%.
Одновременно до 4-летнего минимума относительно доллара США упали валюты Индонезии и Бразилии. Обесценивание валют стран с новыми рынками сопровождается сильным падением их фондовых рынков и замедлением, как в случае с Китаем, экономического роста, в том числе из-за значительного оттока иностранного капитала.
Импульсом к изменению деловой конъюнктуры в государствах с новыми рынками стало улучшение перспектив экономики США и готовность Федеральной резервной системы /ФРС/ приступить к сокращению размеров программы по монетарному стимулированию - количественному послаблению /QE/. ФРС ежемесячно направляет сейчас в финансовую систему страны 85 млрд долларов, не обеспеченных активами. В результате готовящейся смены курса мощный поток дешевых денег, идущий сейчас в американскую и мировую экономику, рискует быстро иссякнуть.
До начала нынешнего месяца деловой мир считал, что ФРС приступит к сворачиванию программы количественного послабления будущим летом. Однако сейчас ряд ведущих специалистов не исключает, что это может произойти гораздо раньше - возможно, уже в сентябре текущего года.
Бизнес сейчас просчитывает все последствия новой фазы развития мировой экономики и приходит к выводу, что необходимо возвращаться на рынки традиционных западных индустриальных держав - в Северную Америку и государства Западной Европы.
Наступление новых времен провозгласил в текущем месяце и известный аналитик Нуриэль Рубини, сообщает ИТАР-ТАСС.
"Экономики стран с новыми рынками оказались в 2010-2011 годах перегретыми в результате того, что темпы их роста превышали реальный потенциал, - подчеркнул он. - Большинство из них ужесточили в 2011 году монетарную политику, что сказалось на экономическом росте в 2012-м и текущем году".
"При этом, видимо, закончился 12-летний сырьевой суперцикл, помогавший Бразилии, ЮАР, многим другим странам-экспортерам природных ресурсов. Ясно, что расширенный спрос на природные ресурсы будет трудно поддерживать и далее, учитывая замедление китайской экономики, крупные инвестиции в энергосберегающие технологии, меньший акцент на модели развития на сырьевой основе", - считает Рубини.
По его словам, быстро увеличивается группа стран, уже включающая Турцию, ЮАР, Бразилию и Индию, члены которой фиксируют отрицательное сальдо торгового баланса. Сейчас эти дефициты финансируются достаточно рискованными методами, в первую очередь, за счет крупных краткосрочных займов в твердой валюте.
"Все эти страны имеют также общую слабость: крупный бюджетный дефицит, высокую инфляцию и наличие угроз социально-политической стабильности. Необходимость покрывать дефицит и избегать обесценивания национальной валюты требует повышения учетной банковской ставки или ее поддержания на высоком уровне", - считает аналитик. Это "усиливает давление на их финансовые рынки и темпы роста", констатирует Рубини.
"Все эти факторы объясняют, почему происходит замедление экономического роста в большинстве стран БРИКС и в других развивающихся государствах, почему в них нарастают экономические проблемы. Ряд факторов имеет цикличный характер, другие, как госкапитализм, а также завершение сырьевого суперцикла, являются структурными", - отметил Рубини.