Европа пересмотрела правила, касающиеся государственной помощи проблемным банкам, переложив бремя их реструктуризации на плечи акционеров и держателей долга не первой очереди.
Начиная с 1 августа любой банк Евросоюза, которому нужна помощь государства, первым делом должен будет представить подробный план реструктуризации, который гарантирует выживаемость этого института до оказания какой-либо помощи. В настоящее время помощь поступает до представления плана реструктуризации.
Бремя финансирования модернизации банка падет, в первую очередь, на акционеров и держателей облигаций не первой очереди, прежде чем смогут быть использованы деньги налогоплательщиков.
"Сегодняшние изменения кризисных правил основаны на успешной практике оказания помощи банкам и реструктуризации в последние годы, - сказал Хоакин Альмуния, комиссар ЕС по вопросам конкурентной политики. - В частности, собственникам банка и младшим кредиторам придется вложиться до того, как на спасение банка будут снова потрачены деньги налогоплательщиков".
Изменение этих норм является попыткой Еврокомиссии уравнять правила игры для банков, расположенных в разных государствах ЕС, и сократить дробление банковского сектора.
В настоящее время проблемный банк в одной стране может получить мощную поддержку от государства, защищая акционеров и кредиторов, тогда как банк в другой стране в той же ситуации получит лишь незначительную помощь.
Изменения означают, что в теории ко всем банкам будет одинаковое отношение, а налогоплательщики окажутся лучше защищены.
"Это приведет к более быстрой и эффективной реструктуризации", - сказал Альмуния.
Изменение правил государственной помощи не относится к продолжающемуся обсуждению банковского союза, включающему новые правила закрытия проблемных банков в еврозоне и ЕС, хотя эти два режима связаны.
Правила банковского союза вступят в силу только в 2018 году и будут намного более сложными. Новые правила государственной помощи вступят в действие через три недели и будут применяться только в случае оказания правительством помощи проблемному банку. Они также не включают привлечение к реструктуризации банков держателей облигаций первой очереди и вкладчиков.