Последнее обновление: 22.11.2024 12:20

Новая глава Центробанка РФ полагает… Интервью Reuters

Эльвира Набиуллина, сменившая в понедельник Сергея Игнатьева на посту главы Центробанка, в интервью Рейтер допустила снижение процентных ставок Банка России уже в третьем квартале, если надежды ЦБ на замедление темпов инфляции оправдаются.

"Ставки могут быть снижены в третьем квартале, если инфляция пойдет вниз и комбинация других факторов позволит прогнозировать ее дальнейшее снижение. Учитывая и базу прошлого года, и текущую динамику, снижение инфляции в третьем квартале весьма вероятно", - сказала Набиуллина.

Инфляция в РФ в настоящее время превышает целевой диапазон на этот год - 5-6 процентов - более чем на 1 процентный пункт на фоне угасающего экономического роста. Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев прогнозировал в конце мая, что годовая инфляция вернется в целевой диапазон в четвертом квартале, но ЦБ может начать снижать ставки, не дожидаясь этого.

С приходом Набиуллиной в ЦБ ряд аналитиков связывали смещение акцентов в сторону большей заботы об экономическом росте. Первый совет о ставках под председательством бывшего министра экономики и советника президента РФ Владимра Путина запланирован на первую половину июля. Большинство экономистов ждут, что ЦБ, который последний раз снижал базовые ставки в сентябре 2011 года, вернется на этот путь в третьем квартале.

При этом Набиуллина опасается, что в отсутствие спроса со стороны предприятий на кредиты и при недостатке окупаемых проектов, снижение ставок ЦБ может лишь разогнать инфляцию и увеличить и без того большой отток капитала из РФ.

"Сейчас в России темпы роста замедляются, и одновременно мы ожидаем снижения темпов инфляции. В совокупности это дает основания для снижения процентных ставок", - говорит Набиуллина.

"Однако, если не будет спроса со стороны экономики на кредиты, структурированного спроса, проектов, под который банки могли бы давать кредиты, не беря на себя неприемлемые риски, то снижение ставок Центральным банком может лишь привести к увеличению инфляции и оттоку капитала".

Глава ЦБ считает, что давление немонетарных факторов на инфляцию в следующем году должно уменьшиться.

"Прогнозы на урожай пока неплохие. Также принято решение о сдерживании темпов роста тарифов, правда, начиная с 2014 года. Поэтому я достаточно оптимистично смотрю на то, что влияние так называемых немонетарных факторов на инфляцию начнет снижаться. И полагаю, что необходимости прибегать к повышению процентных ставок как реакции на эти факторы не будет", - сказала она.

Путин на прошлой неделе на форуме в Санкт-Петербурге объявил войну инфляции, пообещав ограничить рост тарифов инфраструктурных монополий в ближайшие пять лет инфляцией предыдущего года.

Набиуллина, переезжающая в ЦБ из Кремля под флагом преемственности политики, собирается сохранить команду Игнатьева.

"Преемственность подходов к формированию денежно-кредитной политики сохранится. В банке в целом работает профессиональная команда в этой сфере, и конечно, мое желание - максимально ее сохранить".

Структурные, а не пожарные меры

Набиуллина не согласна со сторонниками немедленного смягчения политики, называющими высокие ставки ЦБ причиной торможения российской экономики, и объясняет низкие темпы роста в России рецессией в еврозоне, исчерпанием посткризисных факторов роста и отсутствием структурных и институциональных реформ.

"Нынешнее замедление роста носит структурный, институциональный характер. Поэтому нужно задействовать факторы, которые требуют серьезных структурных изменений, прежде всего, улучшения инвестиционного климата, снижения издержек и административных барьеров для бизнеса, реформы судебной системы".

Путин и уступивший ему кресло президента премьер Дмитрий Медведев говорили, что российская экономика для того, чтобы быть конкурентоспособной, должна показывать темпы роста как минимум 5 процентов в год.

"При нынешней структуре институтов 5 процентов (роста ВВП) невозможны", - считает Набиуллина.

"Мерами денежной политики мы этого точно не добьемся. От попытки стимулировать рост дешевыми вливаниями со стороны Центрального банка может быть только временный краткосрочный эффект, но долгосрочный эффект, скорее всего, будет негативным: мы можем получить стагфляцию, а не ускорение роста. Сейчас пытаться вместо структурных реформ применять меры краткосрочного характера, как, например, давать более дешевые деньги под не очень эффективные проекты - это контрпродуктивно, на мой взгляд".

"Нельзя рассчитывать, что ставки рефинансирования, если даже мы их снизим, серьезно повлияют на экономический рост. Рефинансирование со стороны ЦБ составляет не очень большую долю в ресурсах банков (4-5 процентов). Кроме того, оно никак не может подменить собой рыночное финансирование банков - депозиты".

"Мы наблюдаем достаточно сложную трансформацию в нашей экономике, когда ставки по привлекаемым ресурсам становятся положительными, выше инфляции. Очевидно, что люди, когда сберегают, хотят получать доход выше инфляции, они не хотят, чтобы их деньги обесценивались. Но это предъявляет требования к проектам, финансируемым банками - они должны быть с соответствующей рентабельностью, эффективностью. Основная проблема - не на стороне спроса, а на стороне предложения. И здесь есть определенный потенциал в мерах правительства", - сказала Набиуллина, приведя в пример заложенные в бюджете 20 миллиардов рублей госгарантий на проекты малого и среднего бизнеса.

"До сих пор этот механизм не работает. Прогарантированные государством кредиты ЦБ мог бы брать в залог. Но все-таки это функция именно правительства - поддержать те сектора, те типы предприятий, которые оно считает приоритетными".

Набиуллина высказалась против установления Банком России индикативных ставок для банков, назвав предложенную Минэкономразвития меру вредной, и чреватой снижением объемов кредитования банками предприятий.

"Это такая квазиадминистративная попытка влиять на цены", - сказала она.

Глава ЦБ считает, что снижения банковских процентных ставок можно добиться снижением издержек банков на риск и документооборот.

"Сейчас очень многие указывают на высокую банковскую маржу, как на один из факторов повышения процентных ставок для экономики. В нее входит не только прибыль, но издержки, и премия за риск. Мы с банками начали обсуждать, какого рода издержки можно сократить".

"Есть риски не только конкретного заемщика, но и риски, связанные с защитой прав кредиторов в целом в стране. Сейчас начали распространяться правоприменительные практики в выстраивании целых схем по банкротству. Многие банки очень напряглись по поводу того, что даже погашенные клиентом вовремя долги могут уйти в конкурсную массу при преднамеренном банкротстве. Такие риски - а они в нашей стране пока большие - нужно снижать. Они не требуют сверхусилий, нужно просто системно менять законодательство, улучшать правоприменение", - сказала Набиуллина, добавив, что сами банки оценивают потенциал удешевления кредитов в результате сокращения издержек и рисков в 1,0-1,5 процентных пункта.

Тяжелая ответственность

Рост экономики России замедляется с конца прошлого года, что породило разговоры об угрозе рецессии. За первые пять месяцев 2013 года ВВП вырос на 1,8 процента по сравнению с 4,5 процента в первом полугодии прошлого года.

Путин поручил подчиненным найти стимулы для ускорения темпов роста и выдал $40 миллиардов на эти цели из пенсионного стабфонда, а Минэкономики, считающее высокие процентные ставки препятствием развитию, предложило закрепить ответственность Центробанка за экономический рост законом.

"Банк должен проводить контрциклическую политику. Очень часто, когда темпы роста падают, то инфляционное давление уменьшается, а в отдельных странах вообще начинается дефляция. Это создает возможности для проведения контрциклической политики, так как в таких случаях нет противоречия между политикой поддержания экономического роста и таргетирования инфляции", - говорит Набиуллина.

Глава ЦБ не против уделять внимание экономическому росту, но не в ущерб инфляционной цели. Набиуллина не хочет закреплять ответственность Банка России за экономический рост в законе, считая, что это может навредить имиджу независимости регулятора.

"В отдельных случаях, когда резко снижаются и темпы роста, и темпы инфляции, обеих целей можно достигать одновременно. Но это не всегда так. Как правило двух этих целей невозможно достичь одним инструментарием... И для органа денежной политики, каковым является Центральный банк, было бы просто не очень разумно подчинять цель по инфляции цели по экономическому росту".

"Я не против, чтобы роль Центрального банка в политике поддержания экономического роста была бы прописана в официальных документах, но, на мой взгляд, это лучше делать не в законе о ЦБ, а в "Основных направлениях денежно-кредитной политики",- солидарна она с Игнатьевым, который после ухода стал ее советником.

"Когда же это политическая формулировка в законе, она может восприниматься, как просто отказ от инфляционного таргетирования. И это будет неправильным сигналом, может вызвать вопросы у экономических субъектов, у инвесторов, снизить уровень доверия к политике ЦБ".

Набиуллина говорит, что не видит поводов для отсрочки перехода к инфляционному таргетированию, которое запланировано на 2015 год, но допускает перенос в случае кризиса.

"Многие центральные банки - ЕЦБ, ФРС, когда экономика входит в критическую ситуацию, начинают применять нестандартные меры, поэтому говорить, что нестандартные инструменты никогда не будут применяться, нельзя. Надо следовать экономической ситуации, но пока я не вижу причин, почему нужно было бы переносить срок, либо отказываться от перехода к инфляционному таргетированию к 2015 году", - сказала Набиуллина, назвав разумным расширение целевого коридора инфляции до трех процентных пунктов.

По ее мнению, ЦБ лучше таргетировать индекс потребительских цен, а не базовую инфляцию, потому что инфляционные ожидания привязаны к ИПЦ, а базовая инфляция непонятна многим экономическим агентам и населению.

Отток капитала

Набиуллину беспокоит отток капитала из РФ, который она связывает с нервозностью рынков, вызванной политикой ФРС, и выступает за ужесточение противодействия выводу "грязных" денег.

"Мы ожидали его замедления, но в последнее время появился существенный фактор неопределенности, связанный с политикой ФРС. Рынки отреагировали очень нервно. И начался отток со всех развивающихся рынков, к которым относится и Россия. Я не исключаю, что когда ситуация нормализуется, и у рынков возникнет больше понимания относительно действий ФРС, то мы сможем увидеть снижение оттока капитала из России, а в отдельные периоды даже приток", - сказала она.

Особую тревогу, по словам Набиуллиной, вызывает "очень большой" масштаб сомнительных операций - "это вывод заработанных нечестным путем денег, доходов от неуплаченных налогов, от коррупции".

Новый председатель ЦБ считает, что недавно принятый закон, направленный на борьбу с отмыванием денег, позволит сократить такого рода операции, но в дальнейшем его можно было бы еще ужесточить.

"Сейчас у банков появляется обязанность проверять на сомнительность ту или иную операцию и право приостанавливать операции, не открывать счет. После накопления определенного опыта, практики применения закона, надо вернуться к вопросу о введении обязанности банков приостанавливать такие операции", - сказала Набиуллина.

"На сегодняшний день пока есть проблемы с отстраиванием системы доступа банков к базам для проверки операций. И в целом, конечно, это проблема не только банковской системы, это болезнь всей нашей экономики".

Рефинансирование с прицелом на экономику

Набиуллина готова проявить гибкость в вопросах рефинансирования ЦБ, считая, что расширять залоговую базу нужно с прицелом на дальнейшее кредитование банками экономики, и допуская удлинение сроков кредитных операций регулятора при определенных условиях.

"Нужно посмотреть, как облегчить банкам работу с реальным сектором экономики. В том числе, можно продумать, как усовершенствовать систему рефинансирования... Нужно расширять залоговую базу. Это не значит, что ЦБ будет брать на себя слишком большие риски", - говорит она, добавляя, что речь может идти о расширении списка облигаций или включения прав требования по экспортным кредитам, которые застрахованы ЭКСАР.

При Игнатьеве ЦБ собирался удешевить банкам рефинансирование под залог кредитных требований с помощью плавающих ставок, и смягчить условия по операциям валютный своп, приравняв их к аукционам репо, которые длиннее и дешевле.

Против первого Набиуллина не возражает, но вторая идея вызывает у нее опасения из-за риска усиления оттока капитала из страны, только за первый квартал превысившего $25 миллиардов, через банки, для которых возрастет привлекательность рефинансирования под обеспечение валюты.

"Я с большой осторожностью отношусь к решению по валютным свопам. Оно может спровоцировать банки наращивать свои валютные пассивы. А это увеличит валютные риски в экономике в целом. Если валютные свопы станут очень дешевыми, это будет эквивалентно расширению политики прямых закупок валюты ЦБ", - говорит она, выступая против того, что ЦБ подменял собой этот рынок.

Банки просят у ЦБ давать им деньги на срок свыше одного года, кивая на ЕЦБ, который выдавал трехлетние кредиты в условиях стагнации экономики. Российский регулятор был против, и пока ограничился удешевлением среднесрочных кредитов, которые не пользовались спросом, в том числе из-за запретительно дорогой ставки по инструментам на год. В этом году ЦБ снизил стоимость годовых кредитов на 75 базисных пунктов до 7,25 процента.

Набиуллина говорит, что пока вопрос об удлинении сроков операций ЦБ обсуждать преждевременно, но допускает такой сценарий, например, при ухудшении ситуации в экономике и увеличении спроса на инвестиции.

"Это все-таки нестандартный инструмент. Во-вторых, нужно понимать, приведет ли такое удлинение к тому, что будут выдаваться деньги под инвестиционные проекты. Само наличие большого количества таких инвестиционных проектов у меня вызывает сомнение".

По словам Набиуллиной, прежде чем переводить обсуждение в практическую плоскость нужно посмотреть, как будет работать инструмент годовой, ставка по которому приблизилась к стоимости банковских депозитов.

"Таким образом, при наличии определенных обстоятельств можно будет удлинить сроки рефинансирования, но сейчас, на мой взгляд, это преждевременно".

Неуправляемый рубль

Набиуллина обещает следовать политике плавающего курса рубля, сулившей полную свободу национальной валюте с 2015 года. По ее мнению, вновь загонять рубль в рамки управляемого курса нельзя, а его искусственное ослабление не поможет экономике.

"Переходить к управляемому курсу рубля, который бы предполагал специальное его ослабление, нецелесообразно. Это очень серьезный шаг, который несет негативные последствия... Это риски серьезных шоков для экономики".

На прошлой неделе рубль ушел вниз, испугавшись слов министра финансов РФ Антона Силуанова о девальвации как стимуле экономического роста.

"Надо учитывать, что ослабление курса, если оно будет происходить "естественным образом", позитивно скажется на экспортирующих секторах, - говорит Набиуллина. - Но для секторов, которые много импортируют... - это будет минус".

Она советует искать решение не в плоскости влияния на валютный курс, а в политике по отношению к отдельным отраслям, и структурной политики в целом, а это, по ее мнению, лежит за пределами мандата Центрального банка.

"Валютный коридор должен расширяться по мере продвижения к инфляционному таргетированию, - говорит она. - Поддерживаю в целом политику, когда ЦБ влияет на краткосрочные колебания и поэтапно принимает решения по расширению плавающего коридора бивалютной корзины".

Выход Минфина на рынок с покупкой валюты для резервных фондов вряд ли серьезно скажется на изменении курса из-за небольших объемов, сказала она, проявив солидарность со своим предшественником.

"Операции Минфина корректно назвать отказом от избыточного искусственного укрепления курса рубля... Небольшой эффект возможен".

Не спеша

Набиуллина говорит, что сроки введения Базеля III в РФ должны зависеть от подготовленности банков к новым требованиям к капиталу, Сбербанк должен остаться "дочкой" ЦБР в обозримом будущем, и выступает против искусственной консолидации сектора.

"Внедрение Базеля III не должно сопровождаться ухудшением ситуации в банковском секторе в целом, снижением его конкурентоспособности, - говорит она. - Движение... очень правильное... Но при этом мы должны их (требования) внедрять, сообразуясь с подготовленностью и возможностью банков, делать это нужно последовательно".

ЦБ обещает перевести банки на требования Базеля III с 1 октября, но допускает отсрочку после анализа предварительных расчетов капитала и под давлением банковского лобби, которое не желает терять рост бизнеса и прибыль из-за ужесточений регулятора.

Набиуллина считает, что стимулом банков к консолидации может стать переход на Базель II, базирующийся на системе оценки рисков, движение к которому она поддерживает.

Она не склонна способствовать сокращению количества банков, которых в России более 900, через повышение минимальных требований к капиталу, но считает необходимым усилить надзор над их фактическим соблюдением, а не формальным.

"Это вечный спор - банков слишком много или слишком мало. Международных стандартов нет, сколько банков должно быть. Они должны быть хорошие, - говорит она. Но, на мой взгляд, не разумно искусственно консолидировать банки, увеличивая требования к размеру капитала".

По ее словам, нужно повышать качество надзора и следить за реальным выполнением требований.

"До сих пор в организации надзора есть проблема некоторого формализма: банк соответствует всем формальным требованиям при том, что в реальности там может быть сложная ситуация... И то, что в надзоре мы видим проблемы постфактум, когда уже все случилось, а не опережающим образом. Поэтому надзор нужно усиливать и укреплять".

Реформирование надзора внутри ЦБ обсуждается, но каким образом пока рано об этом говорить, добавляет Набиуллина, планируя также укрепление кадрового состава в рамках создания на базе ЦБ мегарегулятора финансового рынка.

Набиуллина разделяет точку зрения Игнатьева, который не видел необходимости в дальнейшей приватизации Сбербанка, в котором ЦБ владеет 50 процентами плюс одна акция, в среднесрочной перспективе.

"Я пока не вижу возможности выйти из его капитала. Мне кажется плюсов от владения ЦБ контрольным пакетом Сбербанка больше. Снижение доли ниже контрольной в обозримом будущем точно не должно быть на повестке дня", - сказала она.

"Это - системообразующий банк. У банка большая доля депозитов населения, что во многом объясняется доверием к государственному собственнику банка".

Набиуллина, шефом которой во время ее работы в Минэкономразвитии был нынешний глава Сбербанка Герман Греф, пока отказалась возглавить наблюдательный совет госбанка, председательство в котором сохранил Игнатьев.



<Май 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Июнь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Экономика