Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

Минский цирк

Hелегко обpести дpуга. Еще тpуднее потеpять вpага... (Народ)

18 июля 2012 года Дмитрий Медведев в ранге российского премьера посетил белорусскую столицу. А. Лукашенко, который, хоть и извинился за июньскую 2010 г. выходку в резиденции Д. Медведева, естественно, сохранил «особое отношение» к третьему президенту России. По этой причине белорусский президент не мог удержаться от возможности назидательно напомнить Д. Медведеву о его сегодняшнем статусе: «Это очень важно, что вы начали свою старую новую жизнь в политике с Беларуси, с проведения очень важного мероприятия (Союзный совмин – А.С.)». Однако это не помешало А. Лукашенко приступить к своему традиционному, в отношениях с Москвой, делу: просить деньги.

Зачем Москве Союзный совмин?

Вопрос о деньгах был приоритетным для белорусской стороны. Как отмечал автор этих строк в статье «Сменит ли Евразийский экономический союз Союзное государство»: «С появлением ТС–ЕЭП Союзное государство превратилось в переговорную площадку для получения от Кремля все новых дотаций и преференций». (http://www.politoboz.com/content/smenit-li-evraziyskiy-ekonomicheskiy-soyuz-soyuznoe-gosudarstvo), что и подтвердилось со всей очевидностью в проведенном 18 июля в Минске Союзном совмине.

Для чего приезжал Д. Медведев? Не касаясь утвержденной повестки дня, которая все-таки носит в немалой степени традиционный и формальный характер, в российско-белорусских отношениях есть ряд тем, которые весьма сильно беспокоят Москву. Их перечень обширен и, к сожалению, не имеет тенденции к сокращению, а только растет год от года.

Прежде всего, российское руководство продолжает беспокоить уклонение белорусского руководства от выполнения как подписанных и ратифицированных соглашений по созданию Единого экономического пространства, так и условий получения кредита АКФ ЕврАзЭс.

Необходимо напомнить, что основной частью соглашений о выделении кредита является проведение приватизации в объеме 2,5 млрд. долларов в год. Если в прошлом году это условие Минску удалось выполнить, продав 50% акций ОАО «Белтрансгаз» (цена, безусловно, завышена), то в 2012 году процесс приватизации был остановлен. Так что вряд ли у белорусского руководства были какие-то сомнения насчет истинных целей поездки Д.Медведева в Минск. Российский премьер ехал обсуждать продажу «Беларуськалия».

Стоит напомнить, что в 2011 году, в разгар белорусского экономического кризиса, когда встал вопрос о выделении кредита Беларуси, А. Лукашенко не скупился на обещания. В их перечень входила и приватизация «Беларуськалия». Белорусские эксперты совершенно справедливо отметили символический характер визита А. Лукашенко в Солигорск за сутки до появления Д. Медведева в Минске.

Всем известно, что 31 мая 2012 российский и белорусский президенты согласовали переговорный процесс перед выделением четвертого транша АКФ ЕврАзЭс, так как ситуация стала просто неприличной: третий транш получен фактически на безусловной основе – «подарок».

Более того, вряд ли российское руководство не отдавало себе отчет в том, что белорусский партнер явно «вошел во вкус» и настроен и далее получать транши без каких-либо обязательств. Одним из индикаторов данного настроя официального Минска стало прозвучавшее через три недели после российско-белорусского саммита (25 июня 2012 г.) заявление посла РБ в РФ Андрея Кобякова от том, что выдвинутое ранее одно из условий предоставления Беларуси кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС - по приватизации госсобственности на 2.5 млрд. долларов – «уже потеряло свою актуальность».

Причем аргументация белорусского посла была весьма своеобразной: «У нас по итогам четырех месяцев положительное торговое сальдо, чего не было с 2005 года... Стороны (Россия и Белоруссия) договорились, что будет произведена корректировка условий для предоставления четвертого транша. Такой кампанейщины, что нужно срочно что-то продать, такого условия нет».

Во-первых, все-таки, посол явно преувеличивает договоренности от 31 мая. Корректировка условий предоставления кредита возможна, но явно не в сторону облечения для получателя кредитов.

Во-вторых, естественно, по белорусской традиции А. Кобяков не объяснил, откуда взялось в 2012 году у Беларуси положительное сальдо внешней торговли. Между тем, это сальдо возникло в немалой степени благодаря российским же энергетическим субсидиям и открытому доступу белорусской стороны к российской нефти по внутрироссийской цене. Как раз эти-то рукотворные условия имел в виду В. Путин, говоря за пять дней до Союзного совмина, о природе экономического роста в Беларуси: «… наши расчёты показывают, что Беларусь только за счёт понижения цен на энергоносители при присоединении к Таможенному союзу при его создании получила плюс 16 процентов ВВП» (http://afn.by/news/i/169533).

Белорусскую сторону не смутил возникший парадокс: Россия под эгидой АКФ ЕврАзЭс предоставляет Беларуси на определенных условиях кредит. Одновременно, Москва вводит в пользу Минска целый ряд энергетических субсидий и преференций. И там и там деньги (кредит – субсидии), что позволяет белорусского руководству утверждать, что условия кредита можно уже не выполнять, так как деньги от России и так получены благодаря российской нефти. Что это? Или нет понимания того, что оба процесса взаимосвязаны или белорусская сторона просто морочит голову Москве? Ведь допуск Минска к нефти по внутрироссийской цене как раз и должно облегчить проведение в республике экономических реформ, составной частью которых является приватизация. Однако Минск считает, что вместо того, чтобы идти к стоматологу, проще глотать анальгетики.

Более изощренного примера иждивенческого мышления белорусской номенклатуры найти трудно. Так поступают малолетние школьники – двоечники, когда получают новогодний подарок до Нового года и у них мгновенно пропадает желание тянуться к хорошим оценкам за первое учебное полугодие. Конфетки уже получены.

Понятно, что столь демонстративное «непонимание» белорусской стороной ранее обусловленных договоренностей с Россией в очередной раз обеспокоило Кремль. Тем более, что недалек момент получения Минском нового, уже четвертого транша кредита. Нельзя сказать, что для Москвы недоговороспособность Минска является какой-то новостью. Но необходимо учитывать, что вхождение РБ в интеграционный проект ТС – ЕЭП сопровождался весьма крепкими обязательствами белорусского руководства. Минску в Москве решили в очередной раз поверить. Однако, сколько волка не корми…

Ситуация с растворителями-разбавителями оказалась весьма красочной иллюстрацией имиджа лукашенковской Беларуси о котором говорил белорусский президент 2 июля в преддверии Дня независимости: «Запомните, наша страна — островок честности и справедливости. Так не только я оцениваю ее. Не только вы ее так оцениваете. Ее так оценивают далеко за тысячи километров от наших границ. И мы ни в коем случае, я, прежде всего, не должны испортить этот имидж честной и порядочной страны» (http://www.sb.by/post/133064/).

Имидж «честной и порядочной страны»

Контрабандная деятельность Минска в 2012 году приобрела открыто демонстративный характер, что в очередной раз поставило под вопрос эффективность каких-либо соглашений с Минском, который видимо на генетическом уровне не может честно работать с партнёрами.

Уклонение Минска от выплаты экспортной пошлины за поставленные в Евросоюз бензин и дизельное топливо (кризис с растворителями) уже поставило Москву в весьма двусмысленное положение на рынках ЕС. Белорусские нефтепродукты, оказавшиеся вдруг растворителями и разбавителями, что не мешает их вполне успешно заливать в бензобаки в странах Европы, фактически подрывают экспортную политику российских нефтяных компаний. Получается, что Москва, идя на энергетические преференции Минску, не только несет бюджетные потери, но и наносит ощутимый ущерб российскому бизнесу.

Столь же нетерпимой оказалась ситуация, складывающаяся в рамках военно-стратегического партнерства/сотрудничества между Россией и Беларусью.

Стоит отметить, что Минск тратит немало сил на пропаганду своего военного потенциала, объявляя белорусскую армию первым рубежом российской безопасности. Однако оказалось, что ПВО республики практически не существует. Сколько не награждай офицеров ПВО, которые во второй половине XXI века, как в 1930-начале 1940-х годов, вынуждены контролировать воздушное пространство республики на слух и с помощью биноклей, сколько не блокируй появление единого командования общей системы ПВО РФ и РБ, от общеизвестного факта не уйти – на границе между Беларусью и ее западными соседями баражирует целый флот малой авиации, занятый переброской контрабанды и нелегальных мигрантов. Это не является новостью для белорусских властей. Было бы наивным считать, что белорусские пограничники не причастны к создавшемуся положению… Как говорится, только бизнес, ничего личного.

Это только часть вопросов, на которые Москве хотелось бы получить от белорусского руководства внятные ответы. Можно утверждать, что визит Д.Медведева в Минск был вполне назревшим. Стоит напомнить, что для А. Лукашенко третий российский президент является одним из самых неудобных партнеров для переговоров.

Медведев - не Путин

Дело не во внешних отличиях двух лидеров современного российского государства. Стоит отметить, что это люди разных цивилизаций и разного подхода к делу, что, между прочим, не означает, что Путин и Медведев не находят общий язык. Более того, они прекрасно дополняют друг друга, на чем и основывался применяющийся до 2012 г. к связке «Путин – Медведев» политический термин «тандем».

Кстати, необходимо напомнить, что практически весь президентский срок Д. Медведева белорусское руководство забавлялось многочисленными аналитическими справками и докладами, живописующими «склоки» внутри правящего тандема.

Нынешний четвертый президент России остается мастером политического маневра, он с удовольствием ставит политические ловушки и западни, а также использует политические «засады» и т.д. В свою очередь Д. Медведев при всей своей демонстративной лояльности и гибкости, имеет целый набор очень четких взглядов и убеждений, которые он может аргументировать в хорошем, можно сказать академическом формате. Внешне Д. Медведев более настойчивый и оперативный, чем В. Путин. Он не будет, как нынешний президент России, «лежать» в «засаде» годами и ждать удачного момента. Белорусскому президенту в 2010 году пришлось познакомиться с политическим темпераментом третьего президента России и, думается, А. Лукашенко ничего не забыл. Как, впрочем, и Д. Медведев.

Деньги

Позиция официального Минска проста и понятна. Белорусскому руководству нужны деньги и только деньги. Буквально в каждом вопросе повестки дня Союзного совмина выискивались зацепки для получения еще больших финансовых субсидий. Между прочим, вступление России в ВТО, безусловно, сказалось на тематике визита Д. Медведева, вызвав у белорусского руководства прилив надежд на возможность вытянуть у Москвы новый вариант компенсации за свою производственную и технологическую убогость.

Стоит отметить, что Москва, безусловно, избаловала Минск, где привыкли смотреть в руки каждому высокому гостю из России: «А где подарки?». Так получилось 31 мая с В. Путиным. Не раз получалось и в предыдущие 18 лет президентства А. Лукашенко, однако подобного не случилось 18 июля т.г. Д. Медведев денег не привез и не обещал. Более того, в свойственной третьему российскому президенту веселой и непосредственной манере, Медведев принялся задавать неприятные вопросы о растворителях, ПВО, молочных реках, сравнимых с экспортом Голландии и Дании вместе взятых и т.д. И самое главное: Д. Медведев напомнил, что авансы закончились, пора выполнять обещания.

Традиционная тактика белорусской стороны: бесконечно тянуть и обещать, по каждому вопросу создавать группы и группки, комиссии и комитеты с бесконечными совещаниями и согласованиями, а в это время вытягивать из России всеми силами деньги, ресурсы и технологии, в данном случае не сработала. А. Лукашенко был вынужден разводить руками и искать виноватых среди подчиненных. Впрочем, этим же занялся и М. Мясникович. Кто-то оказался крайним за два миллиона тонн (!) контрабандного бензина и дизельного топлива, вывезенного под видом растворителя («если нарушения были, то лица, нарушившие, должны понести наказание, а экономические интересы должны быть восстановлены» Д. Медведев ), неведомые бюрократы опять не дают создать российско-белорусский автохолдинг на базе КАМАЗа и МАЗа («В период переговоров не принято раскрывать карты, но я считаю, что его (холдинга) создание находится в продвинутом состоянии, многие вопросы согласованы, многие - подлежат уточнению… Я надеюсь, что этот вопрос будет в короткий срок завершен» Д. Медведев), все в тумане в отношении провала белорусского ПВО («расследование идет») , куда-то снова, в море огромных цифр и цен «уплыл» «Беларуськалий», который, судя по всему, скоро может остаться в пресловутой Белорусской калийной кампании в гордом одиночестве…

А ведь под обещание приватизировать «Беларуськалий» А. Лукашенко в 2011 г. получил кредит… Зачем брал, если не намеревался выполнять обещанное? Ведь нельзя постоянно брать, ничего не отдавая…

Попытки А. Лукашенко скрыться за «рыночной ценой» белорусских производственных активов никого не обманут, так как «рынок» у белорусского президента уж очень односторонний («Не стоит забывать, что любая сделка может представлять интерес только в том случае, если она основана на реальных рыночных подходах. Невозможно, продать что-то, если никто не желает это покупать. Поэтому при формулировании приватизационных условий, если, конечно, дойдет дело, я не знаю окончательные планы белорусского государства на сей счет, мне кажется, нужно ориентироваться не только на значимость того или иного актива для Беларуси, но ориентироваться и на реальную рыночную конъюнктуру» Д. Медведев – цитирование по АФН)

В итоге, Д. Медведев заявил: «Я считаю, что нашим белорусским друзьям давно пора принимать соответствующие решения, другое дело, что это, конечно, необходимо делать, сообразуясь с интересами белорусского государства, белорусского народа», что наводит на грустные мысли, так как проблема в том, что белорусское руководство свою иждивенческую по отношению к России позицию как раз и прикрывает интересами белорусского народа, где последний выступает в роли коллективного заложника А. Лукашенко. К сожалению, российское руководство, сохраняя добрые чувства к белорусскому народу, не понимает, что официальный Минск играет на них, решая свои, узко олигархические и даже семейные проблемы сохранения власти и пополнения зарубежных счетов в офшорах.

Проблема, между тем, становится глобальной. Белорусская сторона продолжает жить в каком-то XIX-XX веке, ища себя в посредничестве между Востоком и Западом, добиваясь доступа к ресурсам, чтобы их тут же перепродать и набить карманы в духе какой-то местечковой психологии. Об этом очень образно сказал Д. Медведев: «…нужно, чтобы долгосрочные экономические отношения между Россией и Белоруссией основывались не только на поставках из России в Беларусь и наоборот тех или иных товаров, а на совместных проектах, проектах именно интеграционного порядка». Проблема только в том, что на самом деле Беларуси не нужна интеграция, не нужны российские активы на белорусской территории, а нужны только российские деньги и ресурсы. Москва толкует о совместных проектах – Минск о нефти, газе, молоке и деньгах. Стороны не видят и не слышат друг друга. Они живут разными интересами и в разных цивилизациях.

В ходе Союзного совмина было подписано очередное соглашение о начале строительства в республике АЭС (Генеральный контракт), что стало интересной традицией, так как буквально на каждой встрече лидеров двух стран подписываются очередные соглашения о Белорусской атомной электростанции. Возможно, что начнут строить… Возможно белорусская сторона воспользуется «атомным кредитом»…

А пока надо как-то дожить до сентября, провести выборы… Нужны деньги!

Позиция А. Лукашенко, когда он ничего не знает, не слышит и не видит, стремится уклониться от решения сложных как экономических, так и политических проблем в отношениях между Россией и Беларусью или, как было 18 июля, срочно ищет «стрелочников», не только бесперспективна, но и опасна для его власти. Как говорится, в декабре 2010 года так не договаривались.

Понятно, что в итоге стороны остались недовольны друг другом. Уже после Союзного совмина А. Лукашенко обрушился на иностранные, прежде всего, российские банки, обвинив их в шпионаже, а скорее в нежелании кредитовать белорусскую экономику в нужных для властей объемах. В кабинете белорусского президента появилась Председатель Национального банка Н. Ермакова, лично у которой всегда все хорошо, но из-за плеча которой выглядывает знакомая всем нам физиономия Петра Прокоповича… Проблемы не решаются, проблемы накапливаются…

Дмитрий Медведев, покидая Минск разместил в своем блоке фотографию здания государственного цирка в Минске, не сопроводив его какими-либо комментариями (https://twitter.com/MedvedevRussia/status/225627437449482240). Данный, о многом говорящий жест российского премьера, уже активно обыграли Интернет-СМИ. А ведь действительно, никуда цирк не уехал и все клоуны, хоть и заметно постаревшие, на своих местах. Представление продолжается.

Андрей Суздальцев, Москва, 24 июля 2012 года, Politoboz.com



<Июнь 2012
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678
Июль 2012>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2526272829301
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345
Политика