Значительный рост производства нефтепродуктов в 2012 году благодаря беспошлинным условиям поставки российской нефти и соответственно увеличение экспорта нефтепродуктов в страны ЕС сыграли с властями злую шутку – прибалтийские порты не справляются с грузопотоком нефтепродуктов из Беларуси.
Как утверждает БелЖД, наиболее остро проблема стоит с экспортом нефтепродуктов через порты Латвии, в связи с чем руководство белорусской госмонополии обратилось в концерн Белнефтехим с просьбой перенаправить латвийский нефтепродуктовый поток на Литву и Калининградскую область, а также Украину.
"Для нормализации создавшейся обстановки и недопущения срыва экспортных поставок, 2 апреля БЖД провела совещание и направила обращение в концерн "Белнефтехим", с просьбой рассмотреть возможность первоочередной отгрузки нефтепродуктов на внутренний рынок в течение 3 суток, а также переориентировать часть запланированных объемов в направлении Литвы и Калининграда, а также и Украины", - заявил сегодня замначальника ВЭД БелЖД Александр Евсюк (цитата Interfax.by).
"В связи с увеличением в 2012 году объемов экспортных перевозок грузов в портах Латвии (в 2 раза по сравнению с 2011 годом), Эстонии (в 1,6 раза), а также ввиду ограничения приемов поездов Латвийской железной дорогой через погранпереход "Бигосово-Индра", в БЖД сложилась неблагоприятная обстановка: наличие поездов с нефтепродуктами в 2 раза превышает суточную способность по прогону, а это 35 поездов в сутки", - отметил представитель БелЖД, добавив, что в январе-марте более 200 цистерн с белорусскими нефтепродуктами находились в ожидании выгрузки в портах Латвии и на подходах к ним.
Для выхода из сложившейся ситуации, помимо перенаправления экспортных потоков нефтепродуктов БелЖД также предлагает экспортерам и владельцам нефтепродуктов (российским компаниям) заключить долгосрочные договора «с владельцами терминалов в портах». Однако такое решение проблемы скажется на дополнительных издержках экспортеров.
Евсюк также сообщил, что в 2012 году за январь-февраль было перевезено 7,4 млн тонн нефтепродуктов, что на 33% больше по сравнению с 2011 годом.
Основными экспортными грузами являются дизтопливо (39%), мазут (29%), бензин (15%), масла (8%). Основными экспортерами в 2012 году выступают белорусские НПЗ, ПО "Белоруснефть", а также компании "Трайпл" и "Интерсервис".