"МВФ ожидает, что в 2010 году в экономике России возобновится рост, который составит 4,25%, после сокращения на 7,9% в 2009 году. Инфляция быстро снижается, счета текущих операций и операций с капиталом восстановились после резкого ухудшения, а курс рубля укрепился", - говорится в опубликованном в понедельник очередном докладе группы советников фонда по России.
Вместе с тем, говорится в сообщении фонда, эксперты отмечают, что в российской банковской системе все еще сохраняется напряженность, а финансовые рынки остаются уязвимыми.
"Важнейшие задачи (перед руководством РФ) состоят в свертывании крупномасштабных мер бюджетного стимулирования и проведении структурных реформ для повышения потенциальных темпов экономического роста", - отмечает МВФ.
По словам руководителя миссии МВФ в России Пола Томсена, успешно противостоять кризису в РФ способствовала политика руководства РФ, направленная на сбережение значительной части собиравшейся в виде налогов сверхприбыли от нефти, которую официальные органы проводили до кризиса. Именно "нефтяные" сбережения обеспечили правительству РФ широкое пространство для маневра в принятии антикризисных мер.
"В годы до кризиса у них был значительный общий профицит бюджета. В то же время они накопили крупные резервы, почти 600 миллиардов долларов США, в результате существенного профицита счета текущих операций и значительных притоков капитала. Поэтому к тому времени, как цены на нефть снизились, и страна испытала воздействие кризиса, официальные органы благодаря механизму нефтяного стабилизационного фонда обладали существенным потенциалом для принятия активных ответных мер", - приводит МВФ слова Томсена.
По его словам, перед Россией в будущем может возникнуть ряд проблем, в первую очередь, связанных с бюджетом.
"Больше всего нас беспокоят проблемы бюджета. Россия приняла огромные бюджетные стимулы (в объеме почти 10% ВВП), для того чтобы смягчить воздействие кризиса. Теперь стране потребуется отменить эти бюджетные стимулы, когда циклические условия в экономике нормализуются и увеличится спрос частного сектора. Примерно три четверти стимулов составляют постоянные меры, в основном в виде повышения расходов на пенсии, поэтому сокращение расходов необходимо будет произвести в других областях", - цитирует Томсена сайт МВФ.
На дискреционные расходы, в отличие от расходов, предусмотренных законами, приходится лишь 9% ВВП.
"Это означает, что Россия не сможет отменить бюджетные стимулы, если она не проведет значительные реформы в государственном секторе, позволяющие сберечь средства в социально чувствительных областях, таких как здравоохранение, образование и пенсионное обеспечение", - отмечает Томсен.
Вместе с тем глава миссии считает, что реформы социальной сферы необходимо проводить, не забывая о защите социально незащищенных групп населения.