Заинтересованность Беларуси в получении очередного российского стабилизационного кредита в 2 млрд.USD гораздо выше, чем при получении стабкредита в 1,5 млрд. долларов в 2007 году, что вызвано, в первую очередь, быстро растущим отрицательным сальдо внешней торговли страны, и соответственно отсутствием у Беларуси валюты для расчетов во внешней торговле.
«Они (кредит) будут направлены на обеспечение расчетов во внешней торговле», - сообщил сегодня первый заместитель министра финансов Беларуси Андрей Харковец, не уточнив, о каких сделках идет речь.
Он не скрывает, что страна старается договориться с российскими партнерами о получении этого кредита в текущем году на максимально удобные сроки.
Вместе с тем чиновник не поясняет, почему без российских кредитов страна не в состоянии расплатиться по внешним контрактам, сместив акцент на привлекательность условий предоставляемых Россией кредитов.
«Более комфортных и длинных денег еще не было... Это будут эффективные ресурсы для страны», - говорит Харковец.
Он отметил, что пока речь идет об объеме кредита в 2 млрд. долларов, дав тем самым понять, что белорусские власти не против увеличения суммы запрашиваемого кредита.
Харковец не рассказал, насколько грамотно белорусское правительство распорядилось «эффективными» 1,5 млрд. долларов, и почему спустя несколько месяцев стране понадобился очередной кредит на большую сумму.
Между тем, истинная цель кредита очевидна – Беларусь упорно отказывается оплачивать собственными деньгами разницу после повышения цен на российский газ. Так с 2007 года цена на газ для Беларуси выросла с 46,6 до 100 долларов США. При потребляемых страной объемов газа в 21-22 млрд. кубометров разница составила около 1,2 млрд. долларов США – Беларусь попросила у России 1,5 млрд. С этого года цена выросла до 119 долларов США, а с апреля до 128 долларов США, то есть в среднем за год – на четверть до 125 долларов (при условии неизменности цены до конца) – Беларусь на эту же четверть увеличила и сумму запрашиваемого кредита.
Фактически, белорусские власти сохранили для себя цену на газ на уровне 2006 года, оплачивая с 2007 года разницу в цене и проценты по кредиту российскими деньгами. И логика белорусских властей в данном случае очевидна - первый кредит был предоставлен сроком на 15 лет, по второму кредиту белорусская сторона намерена получить максимально возможные сроки, в то время как растущий долг перед Россией никого особо не беспокоит. Отдавать деньги придется уже другому правительству.