Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

Нацбанк лоббирует снижение налоговой нагрузки на банки, МНС – увеличение

Национальный банк Беларуси обратился в правительство с предложением дальнейшего снижения налоговой нагрузки на коммерческие банки, сообщил Интерфаксу источник в органах госуправления.

По его словам, инициатива НББ обусловлена более высоким уровнем налоговой нагрузки на белорусские банки по сравнению с объемом налогов, которые уплачивают крупнейшие мировые банки.

Так, в Беларуси налоговая нагрузка на банковский сектор (налоги и платежи к доходам за вычетом процентных расходов) на 1 октября 2007 года составила 18,49% против 25,85% на 1 января 2006 года. В то же время, по данным НББ, налоговая нагрузка (по итогам работы за 2005 год) для Barclays Bank (Великобритания) составила 8,28%, UBS (Швейцария) - 5,93%, BNP Paribas (Франция) - 9,54%, Royal Bank of Scotland Group (Великобритания) - 11,01%, Credit Agricole (Франция) - 2,15%, АКСБ "Сбербанк" (Россия) - 9,84%, ОАО "Газпромбанк" - 11,7%.

Источник отметил, что по мнению НББ, несмотря на снижение налоговой нагрузки на банки с 1 января 2006 года, ее уровень остается крайне высоким и это снижает прибыль банков. Следствием снижения прибыли банков является их недостаточная капитализация и недостаточно высокие темпы внедрения передовых информационных и управленческих технологий, что сдерживает конкурентоспособность, в том числе госбанков.

В этой связи НББ предлагает скорректировать налоговое законодательство по трем направлениям: снизить налогообложение доходов, полученных от операций с акциями и облигациями, расширить перечень затрат, включаемых в себестоимость банковских продуктов и услуг, исключить "непрофильные" налоги.

В частности, НББ подчеркивает актуальность освобождения от налогов и платежей доходов АО при размещении ими акций по цене выше номинальной, снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40% до 24% (существующий уровень налога на прибыль - ИФ), освобождение инвесторов в облигации от налогов на доходы и отнесение на себестоимость эмитента затрат при выплате доходов по облигациям, как это действует в отношении заемщика при уплате процентов по кредитам.

Данные меры позволят создать в Белоруссии дееспособный рынок ценных бумаг, сформировать эффективные инструменты привлечения прямых инвестиций и повысить капитализацию субъектов хозяйствования, что в целом является одним из актуальных резервов экономического развития страны, подчеркивают в НББ.

С другой стороны, НББ предлагает отменить действующие ограничения по отнесению на себестоимость банков затрат на подготовку кадров, проведение рекламной компании, получение информационных услуг, представительские расходы.

Наряду с этим предлагается относить на себестоимость банков расходы по оплате услуг рейтинговых агентств и расходов на аудит отчетности по МСФО. При этом в настоящее время расходы на проведение аудита по международным стандартам не учитываются при налогообложении за исключением банков, уже обслуживающих иностранные кредитные линии, что сдерживает инициативу других банков по привлечению внешнего финансирования.

Кроме того, как сообщалось ранее, все белорусские банки обязаны будут предоставлять отчетность по МСФО, начиная с отчетности за 2008 год.

К числу непрофильных налогов, которые повышают стоимость банковских услуг, в НББ относят сбор в фонд поддержки сельхозпроизводителей, транспортный сбор и сбор на развитие инфраструктуры города. В НББ считают необходимым отменить их для повышения рентабельности деятельности банков и повышения их привлекательности для инвесторов.

В минувшую пятницу заявила Министр по налогам и сборам Беларуси Анна Дейко на заседании коллегии ведомства заявила, что считает необходимым увеличить налоговую нагрузку на банки и страховые компании.

«В 2007 году удельный вес банков и страховых организаций в общем объеме налоговых доходов бюджета составил только 2%», - сказала Дейко.

«Прибыль банков растет, развиваются и страховые компании. В то же время цифры говорят о недостаточном вовлечении их в налогообложение» - уверена министр.

«Фактически это посреднические структуры по перераспределению ВВП и налоговое бремя между производителями ВВП и этими структурами надо выравнивать», - аргументировала свою позицию Дейко.



<Январь 2008
ПнВтСрЧтПтСбВс
31123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Февраль 2008>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282912
3456789
Финансы