Правление ОАО «Газпром» рассмотрело ход реализации экспортной стратегии компании на европейском рынке газа, сообщает пресс-служба «Газпрома». Профильным подразделениям ОАО «Газпром» поручено разработать программу синхронизации ввода ресурсных и транспортных мощностей на период 2006-2010 гг. на основе прогнозного баланса газа до 2015 года. К 2010 году ежегодный экспорт трубопроводного газа на европейский рынок возрастет до уровня не менее 180 млрд. куб. м.
ОАО «Газпром» является крупнейшим в мире экспортером природного газа, поставляя его в 20 государств Центральной и Западной Европы. На долю российского газа приходится в настоящее время 26% его потребления в Европе и 40% его импорта.
Позиции ОАО «Газпром» на европейском газовом рынке являются устойчивыми. Гарантией сохранения имеющихся позиций являются крупнейший портфель долгосрочных контрактов на условиях «бери или плати», значительная сырьевая база, а также постоянно развивающиеся мощности по добыче и транспортировке газа.
Объем поставок по действующим долгосрочным контрактам составляет около 2 трлн. куб. м. стоимостью около 270 млрд. долл. при текущей ценовой конъюнктуре.
Среднегодовые темпы роста экспорта за период 2000-2004 годов составили 9,2%, что соответствует темпам роста потребления газа в Европе. Все объемы газа продаются Обществом на конкурентоспособных условиях; рост валютной выручки при этом составил 54%. Объем валютных поступлений в 2004 году ожидается на уровне 17,8 млрд. долл. (в 2003 году – 16,5 млрд. долл.). Суммарные экспортные поставки в дальнее зарубежье в 2004 году ожидаются в объеме около 143,4 млрд. куб. м, в 2005 году запланированы на уровне 145 млрд. куб. м.
Рост ежегодного экспорта газа в Европу до 180 млрд. куб. м будет обеспечен, в частности, за счет вывода на проектную мощность газопроводов «Ямал-Европа» и «Голубой поток», а также поэтапного строительства газопровода «Богородчаны-Ужгород». Особая роль в дальнейшем увеличении экспорта газа будет отводиться Северо-Европейскому газопроводу.
В основе экспортной стратегии ОАО «Газпром» лежит сохранение системы долгосрочных контрактов с одновременным использованием дополнительных возможностей развития экспортных поставок на краткосрочной и спотовой основе. Основополагающим элементом экспортной стратегии компании является сохранение системы «единого экспортного канала».
Серьезные дополнительные возможности усиления экспортных позиций «Газпрома» принесет развитие производства и сбыта СПГ. Сочетание поставок СПГ с хорошо развитой газотранспортной и организационной структурой создаст мощный импульс для повышения эффективности экспорта газа с одновременной диверсификацией рынков сбыта. Это позволит выйти на совершенно новые для компании рынки, в частности, США и АТР.