Последнее обновление: 16.04.2024 17:25

Задание на осень 2013. Часть II

Калийная война. Часть вторая.

С понедельника (9 сентября) официальный Минск охватила волна эйфории. Высшая номенклатура во главе с белорусским президентом пришла к выводу, что калийный конфликт с Москвой завершился убедительной победой белорусской стороны. Забегая вперед, необходимо отметить, что действительно некоторые факты позволяют предположить, что Россия пошла на определенные уступки. Хотя есть и встречные сомнения…

Стоит напомнить, что в конце августа Москва, требуя освобождения гражданина России генерального директора «Уралкалия» В. Баумгертнера, анонсировала ряд весьма решительных мер, способных нанести республике ощутимый экономический ущерб. К их числу относилось решение о сокращении поставки сырой нефти и перспектива закрытия российского рынка для белорусской молочной продукции. Однако до настоящего времени никакой блокады белорусского молочного экспорта не введено. Параллельно, в выходные (с 7 по 9 сентября) оказался решен вопрос и о сохранении ранее согласованных объемов поставки нефти на белорусские НПЗ.

С понедельника у А. Лукашенко начались встречи с видными представителями российского бизнеса, которые направились в Минск для выяснения обстановки вокруг своих активов. Для этого были основания. Захват топ-менеджера «Уралкалия» полностью изменил бизнес-позиционирование «белорусского партнёра». Необходимо было понять, что ещё можно ждать от главы белорусского государства, перешедшего в диалоге с российским бизнесом на практику уголовных преследований в качестве последнего переговорного аргумента.

Учитывая изменившийся бизнес-климат, на разведку в Минск устремились А. Миллер (газовый транзит Газпрома), Г. Греф (более миллиарда долларов инвестиций Сбербанка России в РБ) и конечно нефтяные «бароны», в том числе и глава «Роснефти» И. Сечин. В эти дни белорусскую столицу также посетили еще некоторые известные персоны из российского истэблишмента, которые не афишировали свои кратковременные визиты к А. Лукашенко.

За многочисленными приветствиями и здравицами в честь плодотворного сотрудничества (особенно этим отличился А. Лукашенко на встрече с А. Миллером) скрывался главный вопрос: «есть ли угроза российскому бизнесу на белорусской территории?». Естественно, белорусский президент был максимально любезен, приложив максимум усилий для того, чтобы успокоить представителей российских корпораций. Для этого были причины.

Нефть и остальная «дребедень»

Провалив калий (ситуация с «Беларуськалием» продолжает ухудшаться и перспектив не видно), А. Лукашенко не мог провалить еще и нефть. Сокращение поставок нефти – главный козырь российского государства в противостоянии с режимом Лукашенко, так как в реальности, республика представляет из себя примитивный насос для перекачки российских энергоносителей на европейский рынок. Все остальное, как сказал правитель Беларуси 6 сентября во время посещения минского завода «Мото-Вело», «дребедень».

Отсюда и возник весь ажиотаж вокруг визита И. Сечина, возглавляющего одну из крупнейших нефтяных компаний «Роснефть». Он должен был убедиться, что нефть в Беларусь поставлять на переработку можно и каких-либо странных аварий и тем более, обещанных перекрытий нефтепроводов, не будет. Со своей стороны, российский нефтяной бизнес гарантировал сохранение в РБ основного объема поставок. Естественно, данное решение было согласовано с российским руководством, которое руками г-на Сечина вывело нефтехимию из калийного конфликта. Видимо, в сентябре время для вентилей еще не пришло.

Автор этих строк уверен, что «нефтяной десант» оказался следствием определенной неразберихи в российском руководстве, включая давление «нефтяного лобби», которая закончилась сменой приоритетов. Наряду с задачей сохранить динамику экспорта энергоносителей и недопустимости скандала в рамках евразийской интеграции, видимо учитывались и задачи выполнения сентябрьского политического расписания: российско-белорусские военные учения, саммит ОДКБ, т.е. знаковые международные мероприятия.

Кроме того, несмотря уже общепризнанный успех России по проблеме сирийского химического оружия, данная проблема, наряду с украинским дрейфом в Евросоюз, остаются главными внешнеполитическими проблемами Кремля, вот почему вступать на этом фоне в войну с Минском пока не очень продуктивно. Тем более, что В. Путин в жестком диалоге с Б. Обамой впервые за многие годы получил признательность мирового сообщества и оказался в роли реального миротворца. Забегая вперед, необходимо отметить, что к сирийскому фактору мы еще вернемся.

Все остальное – нерешенное и отодвинутое в российско-белорусских отношениях: подписание российско-белорусского баланса на 2013 г. (фактически объем поставки на 4 квартал текущего года), нефтяной баланс на 2014 год и общий «шлейф» - новый кредит, последний шестой транш кредита АКФ ЕврАзЭс и еще масса иных проблем и соглашений, обеспечивающих функционирование белорусской экономики -- оказались отложены, как и Союзный Совмин, где как раз и должен был быть подписан российско-белорусский нефтяной баланс.

Но и с нефтью не все просто. В решении о сохранении нефтяных поставок есть несколько «темных пятен». Простейший анализ говорит о том, что А. Лукашенко, выступая с позиции силы, не мог не выдвинуть какие-либо особые условия. К примеру, призвать российских нефтяников помочь в разгрузке складов белорусских предприятий («Безусловно, поставки материально-технических ресурсов и продуктов питания - это тоже одно из направлений возможного сотрудничества.» И. Сечин). Автор этих строк сомневается, что данный вопрос оставлен для будущих тендеров. Видимо, в ближайшее время тема «складов» в привязке к нефти проявится…

Россия уступила?

Временное решение нефтяной проблемы было воспринято в белорусском истэблишменте, как свидетельство полного отступления России по всему фронту, что в свою очередь вызвало в белорусских СМИ фонтан радостных комментариев: от псевдосочувственных (« ну что они дурачки с батькой воевать пытаются» и «белорусский президент преподал урок российскому бизнесу» до надежд, что «российское руководство проявит благоразумие» и на этом кризис завершится. Все восстановится и деньги опять потекут рекой, а старший Лукашенко, надев маску Минотавра, публично расправится с одним из самых известных на мировом рынке топ-менеджеров крупнейшей российской компании., чем завоюет благодарность не только народов Беларуси и России, но и всего страдающего от олигархов населения постсоветского пространства.

Однако, что-то не складывается

Если нефтяная задача, будем считать, что временно решена, то решение калийной проблемы пока не просматривается. Отношений с «Уралкалием» отсутствуют. Между тем, «Беларуськалий» откровенно «проседает», отгрузки мизерные. А. Лукашенко жалуется: «Сегодня все заместители министра иностранных дел ездят по странам и ведут за руку представителей Белорусской калийной компании, чтобы заключить договоры» (6 сентября 2013 г.) Между тем у «Уралкалия» дела , в общем-то идут. За прошлую неделю акции компании подорожали на 10%, т.е. уже наполовину отыграли биржевый провал конца июля. У «Уралкалия» загружены все мощности, потоком идут отгрузки, заключаются договоры… На этом фоне закрытие консульства РБ в Рио-де-Жанейро выглядит символичным, так как совсем недавно руководство «Беларуськалия» заявляло об огромных перспективах для белорусского калия на бразильском рынке. Перспективы есть, а денег на консула нет…

Стоит еще раз напомнить, что «Беларуськалий» является не просто государственным предприятием, а фактически фамильным активом «семьи». 9 сентября на встрече с Н. Бордюжей А. Лукашенко сетует: «У нас сложились определенные проблемы с реализацией калийных удобрений».

В тот же день, как только состоялась встреча А. Лукашенко с И. Сечиным, Минск начал новую пропагандистскую кампанию по заманиванию «Уралкалия» в Беларусь. Солистом, как всегда, оказался А. Лукашенко, который принялся «сигнализировать» России, что пора мол, возвращаться и обслуживать «Беларуськалий», как это и было начиная с 2005 года. Правда, при этом он обозначил некую группу «российских негодяев» (http://charter97.org/ru/news/2013/9/10/75440/), которые , судя по всему, вскоре будут виноваты буквально во всех проблемах суверенной республики: от дефицита валюты до чумы свиней.

Следом ту же тему принялись раскручивать белорусские официальные СМИ, весьма чванливо комментируя проблему «принуждения «Уралкалия» к сотрудничеству: «Судя по комментариям в российской прессе, в бизнес–сообществе извлекли урок из истории с «Уралкалием». Теперь главное — не повторить ошибок прежних лихих управленцев, ставивших свои личные выше интересов предприятий, выше партнерских отношений и принципов, в конце концов, выше интересов тысяч людей, работающих в этой отрасли. Так что надо убирать образовавшиеся завалы и сообща работать дальше» («СБ»).

Во вторник, 10 сентября белорусский президент обратился уже к российскому руководству: «Я убежден, что и россияне примут решение, и руководство России такую мощную российскую компанию без внимания не бросит». Заказ был понятен – меняйте руководство компании и «я все прощу». В тот же вечер ОНТ преподнес целый сюжет, где отмечалось, что «Более того, в российской прессе всё чаще упоминаются варианты, когда «Уралкалий» может вернуться к слиянию с белорусскими калийщиками на основе старой стратегии, когда цена превыше объёмов. Беларусь тоже не исключает такой возможности, но уже без Керимова, а, значит, без криминала» (текст по ?). В итоге усилиями белорусского агитпропа в республике стала искусственно создаваться медийная иллюзия о уже начавшихся попытках раскаявшихся россиян кинуться в ноги белорусам… Понятно, ну куда России без Беларуси…

Долой Керимова!

Буквально через неделю после захвата В. Баумгертнера белорусская сторона сосредоточилась на войне с российским сенатором и миллиардером С. Керимовым, который благодаря белорусскому президенту и белорусским следственным органом мгновенно стал главным врагом не только белорусского народа, но и россиян в рамках Союзного государства. Естественно, по белорусской традиции Керимов был объявлен главным источником для калийного кризиса (об указе А. Лукашенко № 400 от 22 декабря, естественно, белорусская сторона мгновенно забыла).

А ведь всю первую половину текущего года С. Керимов не вылезал из Минска, не раз встречался с А. Лукашенко, настоятельно просил аннулировать Указ № 400, объяснял, что нельзя плыть в одной лодке, где один воду вычерпывает, а другой дырки в бортах сверлит.

В России и Беларуси не любят олигархов, как, впрочем, и везде. Безусловно, при желании на С. Керимова много навесить массу обвинений, но в данном случае именно с ним договаривался сам белорусский президент и когда С. Керимов понял, что его обманывают (как говорят в бизнесе, «разводят»), то он просто увел из БКК свою компанию. Свой актив. Имел право…

Так что ажиотаж с продажей С. Керимовым пакета акций «Уралкалия» имеет некоторый смысл, но только в белорусском измерении.

Между прочим, продажи пакетов акций крупнейших корпораций – обычная практика в рыночной экономике. Для того и существуют фондовые рынки, работа на которых требует особой подготовки и опыта. Крупные сделки в данной сфере бывают нечасто и, что естественно, привлекают внимание не только бизнеса, но и правительств, а также гражданского общества. Однако далеко не часто можно наблюдать столь явно выраженное давление руководства отдельно взятой страны (Беларусь) на зарубежную компанию («Уралкалий») с требованием смены владельцев. Чем это можно объяснить?

Версия, что С. Керимов, продавая акции, надеется, что этим обеспечит освобождение В. Баумгертнера, имеет право на существование, но одновременно она очень сомнительна. Никаких официальных гарантий на этот счет А. Лукашенко не давал, хотя с учетом того, что уголовное дело на генерального директора «Уралкалия» «шьется» очень тяжело (потребовалось уже и белорусов привлечь, чтобы они своими показаниями окончательно «утопили» топ-менеджера), то такое решение (освободить) было бы логичным. Но… 100 млн. долларов выкупа – белорусская традиция, должны быть выплачены, во что бы то ни стало. Так что, скорее всего, белорусское руководство будет позориться до окончательного абсурда, т.е. до суда.

С другой стороны, освобождение В. Баумгертнера после смены владельца «Уралкалия» ставит всю правоохранительную систему Беларуси, включая прокуратуру и Следственный комитет, в формат идиотов. Впрочем, не является открытием то, что в этой сфере немало жуликов, так как определенной сенсацией прошлой недели стал ответ Интерпола на постоянные ссылки белорусских властей на то, что Интерпол «разобрался» и «принял к исполнению» белорусские заказы на И. Керимова и на группу менеджеров «Уралкалия».

Процитируем руководство Интерпола: "В свете публичных заявлений, сделанных властями в Беларуси и недостоверных сообщений в средствах массовой информации, Генеральный секретариат Интерпола публикует следующее заявление: "Данные запросы на помещение Керимова в "Красный список" в настоящее время все еще рассматриваются в Генеральном секретариате Интерпола и независимой комиссии по контролю за деятельностью Интерпола… Чтобы сделать данное заявление совершенно ясным и точным, Интерпол заявляет, что ни один из запросов не был помещен в "Красный список" Интерпола на сегодняшний день"

(http://www.interpol.int/News-and-media/News-media-releases/2013/PR106).

Стоит напомнить, что белорусские СМИ уже успели создать иллюзию, что Интерпол бегает за топ-менеджерами «Уралкалия» и сенатором С. Керимовым по всей планете. Но, как видим, Следственный комитет Республики Беларусь публично и нагло лгал.

На самом деле, эти запросы в Интерпол клепает в Минске едва ли по конвейеру группа отставных полковников МВД и КГБ, которые и составляют персонал белорусского представительства Интерпола. Любопытно то, что на такой «самопальный Интерпол» ссылаются официальные лица из правоохранительной сферы республики, приводя их в качестве косвенных доказательства обоснованности обвинений, предъявляемых В. Баумгертнеру. Что-то это все начинает напоминать процесс против Ковалева и Коновалова…

Знает кошка, чье мясо съела…

Настойчивое желание официального Минска не работать с Керимовым связано, видимо, с определенными фобиями самого А. Лукашенко. Во-первых, он понимает или ему напомнили, что земляки С. Керимова такого рода обиды, причем, видимо не обоснованные и нанесенные публично, без внимания не оставляют. Не доберутся до главы «семьи», так есть возможности для сведения счетов с близкими родственниками. Вариантов масса.

Во-вторых, А. Лукашенко видимо понимает, что если С. Керимов останется в числе ведущих акционеров «Уралкалия», то «Беларуськалий» обречен. Его похоронят в его же шахтах, а в оставшихся можно будет астматиков лечить. На это будет работать весь персонал «Уралкалия» день и ночь, блокируясь со всеми возможными конкурентами. Даром будут калий поставлять, но «Беларуськалий» угробят, так как арест В. Баумгертнера ничем не отличается от мафиозных захватов заложников в 1990-е годы – на цепь к батарее и ждать выкупа. Такие вещи не прощают.

Так что единственная надежда белорусского президента – возможность договориться с новыми акционерами «Уралкалия». А если и тут не выгорит?

Пауза

Пока в калийной проблеме наметилась определенная пауза. Кремль затаился. Впереди встреча президентов на совместных учениях. Понаблюдаем…

Между тем Москва разворачивает целую программу действий на сирийском направлении. Впервые после 1991 года Россия и США вдвоем (Евросоюз вообще за бортом) решили проблему войны и мира. Их договоренности в Женеве мир принял без обсуждений, как должное и не требующее дополнительных обсуждений. Москва подтвердила свой статус супердержавы, что произошло, между прочим, сразу после G20, куда А. Лукашенко, в отличие от Н. Назарбаева, не пригласили, чем резко подняла свой международный статус.

Сирийский триумф России резко осложнил ситуацию для А. Лукашенко. Одно дело захватывать граждан РФ в качестве заложников и устраивать скандалы, когда Россия оказывается проигравшей в сирийском конфликте, что к 26 августа считалось совершенно решенным делом, а другое дело, устраивать истерики с Москвой, когда Россия предстает в роли триумфатора и даже в США политологи говорят, что Путин обыграл Обаму.

Понятно, что в любом случае А. Лукашенко не отказался бы от своей привычки воткнуть ножичек в спину союзника, но скандал сейчас был бы совсем непродуктивным.

Вопросы остаются

Так что, если уступки Москвы в нефтяной сфере оказались достаточными для того, чтобы провозгласить очередную «победку» А. Лукашенко над Кремлем, то зачем А. Лукашенко начинает буквально просить вернуться «Уралкалий», начинает передавать в Кремль через А. Миллера, Г. Грефа и И. Сечина приветы и пожелания? При этом Россия молчит.

Зачем в белорусским СМИ продолжается антироссийская информационная война? Опять звучит песня о власти олигархов, бедственном положении россиян… слышатся крики, что "Путин отдал Россию на откуп кавказским бандитам и ворам"?

Видимо А. Лукашенко понимает, что кризис далеко не закончен. Все идет своим чередом. Отсюда и беспокойство проправительственных экспертов, что калийная война может разрушить остатки российско-белорусских союзных отношений. Москву начинают буквально уговаривать -- успокойся, не обращай внимание, ну полазили по твоим карманам, ну людишек поворовали, так у тебя и так всего полно. Для иллюстрации можно привести вот такой пассаж: «Однако стоит надеяться, что руководство России проявит все же благоразумие в данной ситуации. Да, белорусы показали зубы и подтвердили, что перед законом все равны. А уж пытаться нажиться на том, что принадлежит белорусскому государству, выстраивая какие-то сомнительные гешефты, – себе дороже. Поэтому арест Баумгертнера – это не какая-то антироссийская акция и никакой не вызов, как поспешили его назвать некоторые верхогляды. Наводя порядок в собственных кладовых, Беларусь оказывает серьезную услугу и России» (http://blog.belta.by/?p=1582). Ну, уж Россия и без А. Лукашенко как-то разберется. Ему лучше бы занялся своими чижами и другими «птичками» из собственного олигархического «вольера». На них у него «зубы» еще не прорезались? Все-то белорусский президент норовит в России похозяйничать. Успокоиться не может...

Вот в отношении того, что «перед законом все равны», то с этим можно согласиться с ходу. Это особенно актуально в отношении тех граждан Беларуси, что замешаны в растворительной афере, в постоянном рэкете российского колесного транзита, контрабандном белорусском наводнении, затопившем российские рынки и т.д. Так что и Россия может предъявить свои счета уже «белорусским негодяям». В принципе уже и предъявляет.

Итак, чем закончится этот осенний российско – белорусский политический марафон пока не ясно. Ситуация сложилась неоднозначная. Но некоторые сценарии уже просматриваются…

Продолжение следует

Андрей Суздальцев, Москва, 15 сентября 2013 года, Politoboz.com



<Август 2013
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Сентябрь 2013>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456
Политика