Последнее обновление: 02.05.2024 16:05

ПО МНЕНИЮ БХК, ДЕКРЕТ ПРЕЗИДЕНТА N 20 ПРОТИВОРЕЧИТ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ БЕЛАРУСИ

По мнению Белорусского Хельсинкского комитета (БХК), декрет президента N 20 от 26 июня 2001 года противоречит Конституции и действующему законодательству Беларуси. Как известно, этот документ предписывает кандидатам в президенты и их близким родственникам обязательное представление в ЦИК деклараций о доходах и имуществе. Комментируя декрет, БХК отмечает: "В соответствии с частью 2 статьи 101 Конституции Республики Беларусь не допускается делегирование Палатой представителей и Советом Республики Национального собрания полномочий президенту на издание декретов, предусматривающих, в частности, изменение порядка выборов президента. Из этого вытекает, что так называемые временные декреты президента (ч. 3 ст. 101 Конституции) не могут регулировать правоотношения, указанные в части 2 ст. 101 Конституции". Кроме того, считает БХК, поскольку декрет издан в период уже начавшейся избирательной кампании лицом, объявившим о своем участии в этой кампании, данное решение действующего главы государства можно оценить как "прямое злоупотребление своими полномочиями и превышение власти с целью получения дополнительных преимуществ в ходе выборов". При этом, отмечает БХК, декрет не предусматривает, что президент, идущий на повторные выборы, обязан обнародовать информацию о созданных и контролируемых им внебюджетных фондах Управления делами президента. По мнению БХК, он обязан это сделать, поскольку имущество и денежные средства этих фондов не являются частью государственного бюджета, выведены из-под контроля парламента, правительства, Комитета госконтроля и подчинены исключительно президенту. Декрет N 20, заявляет БХК, нарушает и статью 58 Конституции, которая гарантирует, что никто не может быть принужден к исполнению обязанностей, не предусмотренных Конституцией и законами Беларуси. Субъекты, обязанные представлять декларации о доходах и имуществе, строго определены действующим законодательством; в число этих субъектов не входят их родственники. Предписания декрета, отмечает БХК, прямо противоречат некоторым другим статьям Конституции, которые защищают неприкосновенность личной жизни граждан (статья 28), а также свободу избирать и быть избранными (ст. 38), и указывают, что любое прямое или косвенное ограничение избирательных прав граждан является недопустимым и наказывается согласно закону. Кроме того, декрет содержит неоднозначные по толкованию формулировки, что затруднит его применение, считает БХК. Возникают, в частности, вопросы о том, кто из родственников должен представлять декларации: только те, что являются членами семьи кандидата в президенты, проживающие совместно с ним и ведущие общее хозяйство, или еще и те, кто проживает отдельно, в том числе за пределами Беларуси. "Как быть, если те из них, кто проживает раздельно с семьей кандидата в президенты, отказываются предоставить соответствующие декларации о доходах и имуществе? Есть ли у кандидата в президенты законные способы понудить их сделать это?" - задают вопрос юристы БХК. В анализе БХК приводятся и многие другие недоработки декрета. В этой связи Белорусский Хельсинкский комитет обратился в Палату представителей и Совет Республики Национального собрания Беларуси, Совет Министров, Верховный и Высший хозяйственный суды, а также в Конституционный суд с просьбой в пределах своей компетенции принять меры по признанию декрета N 20 неконституционным.



<Май 2001
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Июнь 2001>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678