Последнее обновление: 24.11.2024 15:00

СОЮЗНИКИ НЕ СМОГЛИ ДОГОВОРИТЬСЯ О НДС

Минская встреча глав государств-участников СНГ не обошлась без выяснения отношений. Причем, по ключевому вопросу - созданию зоны свободной торговли.

Самые серьезные разногласия возникли между "самыми близкими": Россией и Беларусью. Разногласия эти связаны с принятым накануне саммита решением российских властей с 1-го июля 2001 года перейти на принцип взимания НДС по стране назначения. В Минск был привезен проект межгосударственного соглашения, в котором предлагалось сохранить ранее действовавший принцип взимания косвенных налогов по стране происхождения. Главное, на основании чего российская сторона не может ввести для Беларуси принцип страны назначения (по всем канонам собирания налогов), это обязательный полный таможенный контроль за ввозимыми на ее таможенную территорию товарами и услугами. Все страны СНГ могут это обеспечить, но только не Беларусь. С 1995-го между Россией и Беларусью, как известно, такого контроля нет.

Переговоры и консультации, которые проходили по этому поводу в последнее время, упирались, главным образом, именно в эту проблему. Белорусы в соответствии с предложениями российской стороны, оказываются вне игры и, естественно, не получают вообще никаких дополнительных налоговых поступлений в рамках произошедших изменений в Налоговом кодексе РФ. Обиднее всего то, что в какое-то время россияне согласились ввести для своего союзника принцип страны назначения. Было даже согласовано соответствующее соглашение двух минфинов, но оно не получило поддержки у российского политического и экономического истеблишмента.

Все новые предложения белорусов, стремящихся не отстать от других стран СНГ и вообще от мира, где принцип взимания косвенных налогов по стране назначения является доминирующим, не возымели действия на российских чиновников. Например, с белорусской стороны предлагалось использовать, не нарушая святости соглашения об отмене таможенного контроля, возможности налоговых органов. Но российская воспринимает их, мягко говоря, без восторга, очевидно не веря в возможности белорусского ГНК контролировать теневую экономику. Она и на этот раз продемонстрировала достаточно твердую позицию: хотите принцип страны назначения - восстанавливайте границы с соответствующим таможенным контролем и декларациями. Как понимаете, это невозможно прежде всего по политическим мотивам, так как отмена таможенного контроля с Россией считается чуть ли не главной заслугой правления режима Александра Лукашенко. Российская сторона опасается, что применение в отношении Беларуси принципа страны назначения вызовет в нашей налоговой пуще буйную поросль российских лжеэкспортеров и приведет к неподдающимся исчислению налоговым потерям бюджета. Да и "дарить" союзнику из своего кармана просто так Usd 1 млрд. налоговых поступлений нет особого резона. С 1-го июня, когда в Минске обсуждалась эта тема, вступил в силу президентский декрет N 14. Этим самым белорусы как бы продемонстрировали, что заранее не надеялись на успешный для себя исход минских переговоров. В соответствии с документом, белорусское государство отказалось от компенсации своим экспортерам значительной части уплаченного ими в России НДС. Эти издержки, согласно декрету, перенесены непосредственно на крупнейших производителей-экспортеров - БМЗ, МАЗ, БелАЗ, "Кристалл", МТЗ. При сохранении в торговле между Беларусью и Россией принципа страны происхождения, они так и останутся висеть на них непосильным бременем, отягощая их сложное финансово-экономическое состояние ростом себестоимости продукции и неумолимым падением ее конкурентоспособности.



<Май 2001
ПнВтСрЧтПтСбВс
30123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031123
45678910
Июнь 2001>
ПнВтСрЧтПтСбВс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
2345678