Государственный таможенный комитет Беларуси считает, что Министерство транспорта России слегка погорячилось, сделав заявление об отказе в выделении белорусской стороне российских разрешений на осуществление перевозок грузов в/из третьих стран. По мнению ГТК, российский Минтранс, говоря о нарушении белорусскими таможенными органами договоренностей 1998 года по “калининградским” товарам, не учел ряд обстоятельств. Об этом говорится в распространенном сегодня заявлении ГТК Беларуси.
Таможенный комитет разъяснил, что российская сторона нарушила Временную технологию организации таможенного контроля за российскими и белорусскими товарами, перемещаемыми в режиме транзита между Калининградской областью и остальной территорией Таможенного союза, утвержденной 13 октября 1998 г.
Не вдаваясь в юридические тонкости указанного документа, попробуем пояснить, в чем суть проблемы. Как утверждает ГТК РБ, по результатам спецмероприятий установлено, что из 827 партий грузов, следующих из Калининградской области на остальную часть России транзитом через Беларусь, по 47 партиям грузов на сумму около 10 млн. USD (телевизионная, бытовая техника, мясные продукты и др.) не получено сведений об их вывозе за пределы Республики Беларусь. Получается, что товар, который должен быть растаможен при ввозе на территории. Беларуси, под прикрытием «Калининградского транзита» нелегально ввозился в Беларусь, минуя все таможенные процедуры и соответственно платежи в бюджет.
В этой связи, отмечает ГТК, белорусская сторона также была вынуждена принять меры. Поскольку в соответствии с законодательством Беларуси таможенному оформлению не подлежат только товары, происходящие из Российской Федерации, то таможенными органами были приняты меры по усилению контроля над товарами, ввозимыми в Беларусь из Калининградской области.
По мнению ГТК необходимо срочно разрабатывать новый порядок перемещения товаров из Калининградской области на остальную часть Российской Федерации транзитом через территорию Республики Беларусь.
В целом понятно, что речь идет о серых схемах поставки товаров народного потребления как в Россию, так и в Беларусь. И подобные схемы контрабандой поставки товаров должны расследовать правоохранительные органы двух стран – России и Беларуси. Только в данном случае Беларусь ведет себя как настоящий «партнер» по Союзному государству – вместо того, чтобы бандитов искать, предпочитает отделаться конвоированием российского транспорта.
С точки зрения простых граждан опять складывается вечная как мир бюрократическая ситуация – чиновники выясняют отношения «кто прав - кто виноват», а граждане двух стран стоят в очередях на границе и «парятся» в конвоях.