Затяжной конфликт между Россией и Беларусью по поводу введения единых таможенных пошлин на нефтепродукты, экспортируемые из Беларуси, завершился с ущербом для белорусского бюджета. Получилось, что белорусский бюджет не только ничего не получил при введении новых правил, но еще оказался должником хозяйствующего субъекта.
К 1 марта текущего года конфликт был вроде бы погашен, поскольку удалось отработать механизм уплаты экспортных пошлин, устраивающий обе стороны. Был принят вариант компенсации уплаченного при покупке нефти НДС за счет введенных таможенных пошлин. То есть поставщикам нефти оставалось оплатить разницу между суммой таможенных пошлин и суммой НДС, подлежащей уплате при вывозе нефтепродуктов.
После того как нефтяники отработали по новым правилам месяц, выяснилось, что в результате потери несет белорусский бюджет. Оказалось, что таможенную пошлину уплатили лишь Мозырский и Новополоцкий НПЗ (она им была зачтена в счет НДС при закупке сырья), "Белоруснефть", "ЛУКОЙЛ-Пермь" и еще пару компаний.
Что же касается других крупных поставщиков нефти, в частности концерна "Белнефтехим", то в апреле он экспортировал лишь 17% нефтепродуктов, остальное реализовал на внутреннем рынке. Концерн исправно платил НДС в российский бюджет при покупке углеводородного сырья. В соответствии же с белорусским законом об НДС, в случае превышения входных сумм налога над начисленными по реализации, наш бюджет должен компенсировать разницу.
Получилось, что белорусский бюджет не только ничего не получил при введении новых правил, но еще оказался должником хозяйствующего субъекта.
Вряд ли эта ситуация изменится в ближайшее время. Хотя с 1 июля Россия и переходит на принцип уплаты НДС по стране назначения в расчетах со странами СНГ, по каким правилам будут рассчитывать НДС Россия и Беларусь, пока неясно. Ранее сообщалось, что российская сторона противится по единственной позиции - чтобы переносить общемировую практику взимания НДС на нефть, поставляемую в Беларусь, сообщает газета "Белорусский рынок".