Последнее обновление: 26.11.2024 18:00

Парламентарии расходятся во мнениях относительно перспектив чековой приватизации в Беларуси

Депутаты Палаты представителей Национального собрания Беларуси высказывают противоположные точки зрения относительно перспектив чековой приватизации в республике после принятого правительством решения о продлении до июня 2007 года обмена именных приватизационных чеков "Имущество" на акции акционерных обществ.

Замглавы комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике нижней палаты парламента Василий Хрол считает принятое правительством решение о продлении чековой приватизации "нонсенсом". "На мой взгляд, если правительство нормальное, а у нас оно нормальное, то в результате сложившейся ситуации в области приватизации, оно должно стремиться к тому, чтобы чековую приватизацию завершить", - заявил парламентарий в интервью "Интерфаксу".

По его словам, в любой стране мира в процессе приватизации задействованы три группы, каждая из которых имеет свои интересы, зачастую противоречащие друг другу.

К числу первой группы В.Хрол относит предприятия, которые заинтересованы в увеличении прибыли и повышении конкурентоспособности продукции. Увеличение прибыли, продолжил он, является следствием роста производительности и повышения эффективности функционирования предприятия. А для этого, отметил депутат, необходимы инвестиции в новые технологии, оборудование, обучение персонала. "Эти инвестиции могут прийти с инвестором, который будет вкладывать деньги только тогда, когда получит взамен право контролировать предприятие, а чековая приватизация, и это показала мировая практика, является препятствием на пути поиска и привлечения инвестиций", - сказал В.Хрол.

По его словам, ко второй группе относится правительство, например, в лице министерства финансов, которое стоит перед необходимостью прямо или косвенно поддерживать госпредприятия. "Эта поддержка не способствует макроэкономической стабилизации", - заявил парламентарий, пояснив, что "деньги из бюджета идут на льготы и различного рода преференции. Поэтому, как считает В.Хрол, Минфин должен быть заинтересован в быстрой и успешной реструктуризации предприятий и продажи их акций за "живые деньги". Для этого, как пояснил он, правительство должно быть заинтересовано, чтобы "как можно быстрее завершить чековую приватизацию без предусмотренной законодательством компенсации за неиспользованные чеки.

К третьей группе замглавы парламентской комиссии относит владельцев ИПЧ, которые на сегодняшний день имеют право не участвовать в приватизации и получить компенсацию за неиспользованные чеки. "Эту компенсацию обладатели чеков будут ожидать еще долго, учитывая, что на эти цели в одночасье потребуется около полумиллиарда долларов США", - сказал депутат. По его словам, "доверие к приватизационному чеку как источнику будущих доходов было очень низким с самого начала приватизации, о чем говорит тот факт, что только 60% наших граждан получили чеки "Имущество". "Сегодня этого доверия вообще нет, просто идет политизированный процесс: все боятся возмущения людей и разговоров о том, что их опять обманули", - заявил В.Хрол.

Он полагает, что в связи с принятым правительством решением о продлении чековой приватизации "бюджет не получит запланированных доходов от продажи предприятий, увеличения налоговых поступлений". "Другой негатив - приватизируемые предприятия не найдут стратегических инвесторов. Люди не получат ни дивидендов, ни роста расходов на социальную защиту, ни конкурентоспособных товаров", - отметил В.Хрол.

По его мнению, "благодаря этому решению (продлению чековой приватизации - "ИФ") правительство приобретает относительную социальную стабильность в обществе". Но, вместе с тем, продолжил депутат, "формально наши граждане будут иметь возможность использовать свои чеки, но привлекательные предприятия, допустим нефтехимического комплекса, ведь по-прежнему будут приватизироваться только за деньги". "Возникает вопрос: усилит ли это решение правительства доверие населения к приватизации и власти. Однозначно нет", - заявил В.Хрол.

Анализируя ситуацию, парламентарий предположил, что правительство могло бы выплатить компенсацию за неиспользованные чеки. "Но цена выполнение этой популистской нормы закона о приватизации, который был принят в 1992 году, очень высока - около 500 млн. долларов, что может повлечь значительные бюджетные проблемы", - отметил депутат белорусского парламента. Кроме того, по его словам, не является решением вопроса и прозвучавшие ранее предложения о необходимости постепенной выплаты компенсаций. "Сначала участникам Куликовской битвы, затем Бородинского сражения, а потом с учетом благосостояния людей, количества детей в семье и т. д.", - уточнил В.Хрол.

Он убежден, что "единственным выходом могло бы стать прекращение чековой приватизации без выплаты денежной компенсации". "В данном случае кроме завершения мучительного процесса обмена чеков мы получим снятие всех запретов на движение акций. Ведь сегодня акции, приобретенные за чеки, не могут продаваться, у нас нет фондового рынка. Завершение приватизации придало импульс развитию и частного сектора, и экономики в целом, создало бы фондовый рынок и дало возможность предприятиям осуществлять инвестиции по полной программе", - считает В.Хрол.

Вместе с тем ряд депутатов считают правильным решение о продлении срока чековой приватизации, перекладывая ответственность за результаты этого процесса на правительство. "Этот процесс должен дойти до конца. Ведь часть населения использовало чеки, в то время как другая часть находится в ожидании", - заявил "Интерфаксу" глава комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Николай Чурсин.

Он считает, что "решение вопроса, связанного с увеличением динамики обмена чеков на акции, имеет ряд направлений". "Не надо зарывать вопрос в землю, ведь за ним стоят люди", - сказал глава депутатской комиссии. Он считает этот вопрос "сложным и решаемым", который требует "должного информационного сопровождения".

Глава комиссии по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Роман Внучко также придерживается позиции, в соответствии с которой "государство должно выполнить взятые на себя обязательства до конца". "В случае прекращения приватизации правительство должно выкупить у населения неиспользованные чеки "Имущество". Никого не интересует, где оно возьмет на это деньги", - подчеркнул Р.Внучко. "Не надо играть с народом, правительство должно нести свой "крест", - добавил он.

Парламентарий согласился с тем, что прогресс в процессе чековой приватизации мог бы стать ощутимым "если бы были выставлены акции "нормальных предприятий, а не убыточных". Кроме того, "списки предприятий, акции которых подлежат обмену на чеки "Имущество", должны постоянно корректироваться", - считает Р.Внучко.

Он считает, что правительство должно подойти к процессу приватизации "творчески, ведь экономика на подъеме, есть сотни рентабельных предприятий, акции которых могло бы получить население в обмен на чеки".

Правительство Беларуси продлило чековую приватизацию - приобретение акций АО в обмен на именные приватизационные чеки (ИПЧ) "Имущество" до 30 июня 2007 года. В соответствии с постановлением правительства от 29 августа 2005 года это решение вступает в силу с 1 января 2006 года. Ранее срок обращения ИПЧ "Имущество" очередной раз был продлен до 31 декабря 2005 года. Выдача ИПЧ "Имущество" гражданам Беларуси для участия в безвозмездной приватизации начата с 1 апреля 1994 года и завершена 1 июля 1997 года.

На середину 2005 года из 427,6 млн. выданных гражданам ИПЧ "Имущество" по целевому назначению, то есть в обмен на принадлежащие государству акции открытых акционерных обществ, использовано около 40% от общего числа выданных. Порядка 2,5 млн. граждан не использовали чеки в обмен на акции. Значительному количеству граждан в настоящее время чеки "Имущество" возвращаются в связи с ликвидацией специализированных инвестиционных фондов. По данным Минэкономики 100% неиспользованных чеков обеспечены акциями, на которые их можно обменять через учреждения АСБ "Беларусбанк".

ИПЧ "Имущество" по закону имеет статус государственной ценной бумаги. Номинальная стоимость 1 ИПЧ в настоящее время составляет Br4,4 тыс.



<Август 2005
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Сентябрь 2005>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
3456789
Экономика