Государственная дума приняла в первом чтении законопроект "Об особых экономических зонах в Российской Федерации". Законопроект определяет правовой режим особых экономических зон (ОЭЗ) на территории России, порядок их создания и прекращения, а также особенности ведения предпринимательской деятельности на их территории. Под особой экономической зоной предлагается понимать определяемую правительством РФ часть государственной и таможенной территории России, где действует особый режим ведения предпринимательской деятельности.
Согласно законопроекту, на территории РФ планируется создать два типа ОЭЗ: промышленно-производственные и технико-внедренческие. Законопроект предусматривает создание промышленно-производственных зон на территории площадью не более 10 кв. км, технико-внедренческих - на территории площадью не более 2 кв. км. ОЭЗ создаются на 20 лет, их срок существования продлению не подлежит.
На территории ОЭЗ предпринимательскую деятельность могут осуществлять как ее резиденты, так и нерезиденты. Особенности налогообложения резидентов ОЭЗ закрепляются в Налоговом кодексе РФ. Для налогоплательщиков-организаций, имеющих статус резидента промышленно-производственной ОЭЗ, в соответствии с законопроектом, устанавливается ускоренный порядок признания расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы; снимается 30-процентное ограничение на перенос убытков на последующие налоговые периоды.
Для резидентов технико-внедренческих зон законопроект предусматривает пониженную ставку единого социального налога (14% против 26%). На федеральном уровне планируется освобождение резидентов ОЭЗ в течение первых 5 лет от уплаты налога на имущество и земельного налога.
Также в них будет действовать режим свободной таможенной зоны, то есть товары иностранных производителей могут быть ввезены без уплаты импортной пошлины, а товары российских производителей вывезены без уплаты экспортной пошлины.
На территории промышленно-производственных зон предполагается создать производство товаров с высокой степенью переработки. Также предполагается, что при заключении договора на работу в зоне данного типа инвестиции в первый год должны составить не менее 1 млн евро, в течение 10 лет (максимальный срок действия договора) - не менее 10 млн евро. На территории технико-внедренческой зоны намечено создать производство по стимулированию и внедрению разработок продуктов научной деятельности, ограничений по инвестициям не предусматривается.
За принятие законопроекта проголосовали 397 депутатов, против выступили 8 парламентариев, 1 воздержался.
Первой областью, которую Госдума в первом чтении наделила статусом особой экономической зоны (ОЭЗ) стала Калининградская. Законопроект "Об особой экономической зоне в Калининградской области" создает благоприятные условия для ликвидации экономического отставания области и повышения ее инвестиционной привлекательности. Документ определяет условия создания и функционирования ОЭЗ с учетом специфического географического положения области, в том числе введение на ее территории таможенного режима свободной таможенной зоны.
Кстати, в соответствии с законопроектом, предусматривается упрощенный порядок оформления въездной визы. Срок действия режима данной ОЭЗ составляет 25 лет. Прогнозируется, что в течение трех лет доходы населения от создания данной ОЭЗ возрастут в два раза. Ожидается, что это обеспечит уровень жизни населения области, сопоставимый с сопредельными европейскими странами.
Стоит отметить, что в связи с принятием нового закона Госдума приняла в первом чтении поправки в ряд законодательных актов. Законопроект вносит соответствующие изменения в Налоговый, Таможенный, Земельный кодексы РФ, а также в ряд других законов. В соответствии с законопроектом, определяются особенности взимания налогов при помещении товаров под таможенный режим свободной таможенной зоны. Кроме того, документ устанавливает налоговые преференции для организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента ОЭЗ. Также законопроект уточняет порядок аренды земельных участков, которые расположены в пределах ОЭЗ.