Цена на нефть растет, потому что президент Буш упрямо продолжает пополнять национальные стратегические запасы, несмотря на советы экспертов министерства энергетики, утверждает Стив Хэнк, профессор экономики Johns Hopkins University.
"Европа пока еще этого не осознала, поэтому у нее не будет достаточного пространства для маневра в дипломатическом плане", - заявил эксперт итальянской газете La Stampa, статью которой публикует Inopressa.
"13 ноября 2001 года он объявил о том, что заполнил американские стратегические резервы до максимального уровня, и с тех пор по сегодняшний день он продолжает это бездумно делать. В настоящее время наши запасы составляют около 670 млн баррелей", - напоминает профессор. По его словам, курс Буша привел к увеличению спроса, частные компании оказались перед лицом безудержной конкуренции. "Известно, что смысл спекуляции заключается в том, чтобы купить дешево, а продать дорого. Администрация Буша, напротив, начала покупать нефть, когда она стоила дешево, и продолжала покупать, когда она стоила дорого. У ряда стран, таких как Китай, уже существовали проблемы, связанные с производительностью и потребностью, и все это привело к заоблачному росту цен", - описывает ситуацию Хэнк.
Америка находится в состоянии войны и поэтому должна располагать максимальными запасами - таково официально оправдание. Но аналогичного результата можно было достичь, предоставив возможность частным компаниям пополнить свои запасы в соответствии с законами рынка, отмечает эксперт. Таким образом, неизбежно возникает подозрение, что Буш действовал так, чтобы создать благоприятные условия для нефтяных компаний вообще и для своих техасских друзей в частности. "Его основные финансисты... являются владельцами нефтяных компаний, они извлекают огромную экономическую выгоду из этой политики. Совершенно очевидно, что для администрации защита этих интересов была превалирующей".
Есть и другие факторы, но профессор считает, что "было бы достаточно смены курса президентом, чтобы цена на нефть упала". Буш мог бы достичь этого, "последовав примеру отца, который 16 января 1991 года, накануне войны в Персидском заливе, отдал распоряжение выставить на рынок стратегические национальные резервы. За один день цена на нефть снизилась с 32,25 доллара за баррель до 21,48 доллара.