По завершении республиканского фестиваля-ярмарки тружеников села «Дажынкi-2004» Президент ответил на вопросы журналистов.
Нынешний достаточно интенсивный ход уборочной кампании и собранный урожай – случайность или уже можно говорить о том, что это закономерный результат?
«Давно мы не получали такого качественного, чистого хлеба и в таком количестве. В сельском хозяйстве случайностей не бывает никогда. Если даже бывают высокие скачки урожайности, все равно должна быть основа, фундамент.
Если бы в этом году мы вырастили такой урожай, но нечем было бы убирать, если бы у нас не было новых собственных комбайнов, то хлеб остался бы на поле. Мы всегда выращивали неплохие хлеба, но очень много теряли. В этом году как никогда нам удалось сохранить хлеб.
К сожалению, мы потеряли последние десять лет, когда нам пришлось восстанавливать сельское хозяйство, выводить его на уровень начала 90-х годов, который мы когда-то утратили. Правда, мы возродили сельское хозяйство, притом в качественно новом виде. И это уже наше. Мы, белорусы, можем с гордостью сказать, что получили такой хлеб, подняв сельское хозяйство на определенный уровень. Нам предстоит это сделать закономерностью, и мы это сделаем».
Многие скептически относятся к различного рода соцсоревнованиям, «Дажынкам», считая это пережитками прошлого. Каково Ваше мнение? Может, действительно, в 21 веке это некий архаизм.
«Было такое время, когда многие действительно так считали. Помните первые дожинки, когда мы не так жили и не тот хлеб получали. Тогда все смеялись, издевались, хихикали, подтрунивали над руководством. Я не думаю, что остались многие. Некоторые пока считают, что это архаичное мероприятие, что-то из советских времен, что оно нам не надо. Я назову это традицией. Это не мы придумали, это уже когда-то было. Пусть не на этом уровне. Пусть не так, как мы проводим. Но там, где проводим «Дажынкi», города заново возрождаются.
Мы вернули традицию. Скажите: плохо или хорошо, если у народа есть традиции, и мы эти традиции не теряем? Мы снова поднимаем, разворачиваем и делаем это праздником. Это во-первых.
Во-вторых, это праздник труда. Праздник, на котором мы чествуем и говорим «спасибо» трудолюбивым нашим крестьянам, которые нас кормят и одевают.Что в этом плохого?
Третье. Мы проводим «Дажынкi» по областям. уже пошли по второму-третьему кругу областей. После проведения таких праздников обновляются города, души людей.
Почему мы идем по областям? Это одно из правильных решений, принятых мной когда-то. Мы показываем, какими должны быть поселки, районные центры, небольшие города, показываем, как это может и должно быть.
На примере всего этого возрождаются и другие города и села. Скажите, что в этом плохого и архаичного? Считаю, что мы возродили добрую традицию.
И для наших артистов это тоже своеобразный сбор урожая. Кто бы их еще в течение двух суток по телевизору видел. Посмотрите на другие республики!
Это тоже хорошо. Мы поступили правильно, возродив этот праздник. Это не пережиток, это очень хорошее мероприятие. Оно будет жить всегда».
Хотя программа возрождения села никаким официальным документом не оформлена, она уже полным ходом внедряется. Какие первоочередные мероприятия в этом направлении государство намерено осуществить? И, в частности, будет ли продолжена программа строительства на селе так называемых президентских домиков? На ваш взгляд, выполнила ли она свою основную задачу – закрепила ли на селе молодежь?
«Строительство жилья на селе будет не только продолжено, оно будет расширяться. Молодежь остается на селе, и нам очень важно закрепить ее, специалистов, врачей в деревнях. Мы будем усиливать это направление и увеличивать финансирование под индивидуальное строительство.
Действительно, Программа возрождения села никак юридически не оформлена. Но мы уже в полной мере приступили к ее реализации. Нынешний год стал ее фундаментом.
Особенность этой Программы в том, что в ней нет никакой маниловщины. За последние пять лет мы нащупали основные направления, на которых мы сконцентрируем наши финансовые средства и ресурсы. Мы не будем давать обещания, которые мы не сможем выполнить. Например, обещали к 2000 году всех обеспечить жильем. И что, обеспечили?
Важными направлениями Программы станет строительство дорог, техническое и технологическое переоснащение субъектов АПК, газификация, а также создание небольших агрогородков.
Мы не будем делить землю на куски. Мы будем концентрировать сельскохозяйственное производство на крупных сельхозпредприятиях. Мы не против фермерства, пусть оно зарождается. Но, думаю, основой должно быть крупнотоварное производство. А вокруг крупных ферм, комплексов будут созданы поселки. Таким образом, вокруг производств будут формироваться небольшие агрогородки. К ним необходимо будет подвести дороги, именно там нужно развивать строительство жилья.
Конечно, не везде такое строительство будет, да и не надо. Но ни в коем случае нельзя загубить так называемые «неперспективные» деревни в Беларуси. К ним тоже нужно подводить дороги.
Моя мечта - чтобы мы с вами, деревенские люди, вернулись и построили дома в таких деревнях. Богатые люди, предприниматели, чиновники могли бы поднять на новый уровень так называемые бесперспективные деревни. Мы будем поддерживать их возвращение на свою землю. Потому что там, на земле, на которой рос, отдыхаешь душой».
Запад сделал несколько негативных заявлений по поводу предстоящего референдума. Как Вы их оцениваете и возможны ли какие–либо отрицательные для Беларуси последствия со стороны Запада после референдума?
«Я поступаю открыто и честно, вынося вопрос на референдум. Скажите, какую статью Конституции я нарушил? Никакую. Если бы это можно было бы решить в Парламенте, еще как-то, значит, мы решали бы вопрос по-другому.
Но Конституция требует, чтобы данный вопрос решался только референдумом. Я так и сделал – назначил референдум с тем, чтобы спросить мнение народа.
Беларусь - наша земля, наше государство, белорусы будут жить своим умом. Будет воля народа – Лукашенко выиграет на предстоящем референдуме.
Я не могу сказать, что не волнует или не интересует то, что говорят за рубежом – мир ведь тесен. Но это их мнение и я отношусь к нему, как к одному из мнений. Хотели – сказали. Были бы тактичнее, корректнее – не высказывались по внутренним делам другого государства, самостоятельного народа. Зачем нам отвлекаться от дела и бороться с ветряными мельницами? Мне тоже много чего не нравится на Западе, на Востоке, в Америке. Так что же, я должен бороться против них? Никому это не нужно. Мы живем в демократичном мире.
Поэтому как бы Запад, Восток ни реагировал, мы будем жить своим умом и поступать по своим законам. Конечно, прислушиваясь к отдельным голосам – если это добрый совет друзей. Мы ни у кого помощи не просим, не живем за их кредиты. Поэтому условия нам выдвигать не надо».
Тема референдума, естественно, является центральной. Об этом много пишут в СМИ, спекулирует оппозиция. На днях, в Казахстане, Вы встречались с Вашими коллегами-президентами. Какова их реакция на Вашу инициативу обратиться к народу с просьбой разрешить участвовать в следующих президентских выборах?
«Совет глав государств СНГ принял решение направить наблюдателей за ходом парламентских выборов в Беларуси и проведением референдума. Тем самым высказано отношение к инициативе Президента Беларуси о проведении референдума.
Что касается реакции моих коллег-президентов, моих друзей, они выразили поддержку относительно проведения референдума. Основание: «вы должны решать свои проблемы так, как считаете нужным с точки зрения своих законов», - это мнение глав государств СНГ».
Как Вы оцениваете ход избирательной кампании в Беларуси? Есть ли данные о ее финансировании извне, и если да, то собирается ли государство противостоять этому и в какой форме?
«Уже сегодня есть несколько партий, которые можно было бы закрыть за нарушение законодательства. Я этого не делаю, чтобы не было визга, гвалта, что власть-де использует какие-то рычаги, позакрывала, задавила и так далее. Вы же видите и читаете оппозиционную прессу. Они говорят: мол, вот нас завтра закроют. Тем самым они призывают меня, чтобы я их позакрывал. Но мы этим путем не пойдем.
Конечно, если они нарушат законы и будут дестабилизировать обстановку в нашем государстве, если будут действовать во вред народу, то решение будет незамедлительным и адекватным. Но пока они «тусуются» в своей скорлупе и это не выплескивается на улицы, не мешает людям жить, мы к этому относимся терпимо.
Что касается источников, участвующих в финансировании избирательной кампании, мы их знаем. Существует пять основных центров, которые осуществляют финансовую поддержку оппозиции.
Первый центр – это отдельные российские олигархи, крупные бизнесмены, которые дают какие-то копейки, надеясь на то, что оппозиционеры придут к власти и потом рассчитаются.
Не придут и не рассчитаются. Я бы предложил крупным бизнесменам этого не делать.
Второй источник - бывшие соотечественники, которые сегодня находятся за рубежом. Им же хочется вернуться в страну на коне. Поэтому они как нищие ходят с шапкой или корзинкой и собирают «зелень».
В финансировании оппозиции принимают участие и США. Вы знаете, что наша оппозиция прямо млеет, подталкивая Америку, Конгресс США принять закон о демократии в Беларуси. Что такое этот закон - вы тоже знаете. Первая его цель – задушить страну, сделать хуже, тогда, мол, народ от Лукашенко откажется. «Дайте хотя бы 50 миллионов долларов», - просит наша оппозиция у американцев, - «мы Лукашенко свергнем». Если сейчас этот закон опубликовать в нашей стране, то ни одного оппозиционера в Парламенте не будет. Народ не проголосует: что это за оппозиция, которая живет на чужие деньги? Ясно, под чью дудку они будут плясать.
Четвертым источником являются различные европейские фонды.
Пятый источник – это отдельные отечественные бизнесмены, или, скорее, так называемые лидеры, которые создали коммерческие структуры внутри Беларуси.
В этой связи хочу предупредить: мы не против того, чтобы бизнесмены участвовали в политике. Но только не в качестве бизнесменов. Бизнес и политика не могут смешиваться. Как только бизнесмены становятся на политическую стезю, они будут жить по иным законам – политическим. И потом ныть и стонать не надо.
Поэтому предупреждаю: доллар, цент, рубль, заработанный здесь и незаконно оторванный от наших людей и отданный в политику, не важно кому, - плохо будет для предпринимателей и бизнесменов. Мы с ними будем работать по законам, которые действуют в области политики.
Однако хочу отметить: сколько бы денег в страну ни вкидывали на свержение режима Лукашенко, ничего не получится. Мы будем аккуратно, спокойно, без всяких надрывов и переборов идти к парламентским выборам, референдуму. Будет воля народа – Лукашенко выиграет референдум, не будет на то воли народа – не выиграет. Как решит народ, так и будет. Проиграю – честно поблагодарю народ через два года, скажу спасибо – живите мирно и спокойно. Поддержат – как работал, так и буду работать».