Последнее обновление: 26.05.2020 18:57

В БЕЛАРУСИ ОЖИДАЕТСЯ ВНЕСЕНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ В ИНВЕСТИЦИОННЫЙ КОДЕКС

В нижней палате парламента Беларуси идет подготовка к принятию во втором чтении законопроекта вносящего изменения в Инвестиционный кодекс. Об этом сообщил председатель постоянной комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации палаты представителей Национального собрания Беларуси Василий Хрол.

Он отметил, что данный проект закона был согласован не только с заинтересованными госорганами, но и с представителями иностранных инвесторов, международных организаций в рамках Консультативного совета по иностранным инвестициям при Совмине Беларуси.

В министерстве экономики, которое является основным разработчиком законопроекта, сообщили, что в него включены дополнения и изменения, основанные на практике применения Инвестиционного кодекса.

В частности, перечень иностранных инвесторов (ст. 3 кодекса) дополнен организациями, которые по законодательству государств происхождения инвестиций не являются юридическими или физическими лицами и осуществляют свою деятельность на основании контрактов (договоров).

Расширен перечень форм осуществления инвестиционной деятельности для случаев увеличения уставных фондов действующих юридических лиц путем приобретения дополнительных выпусков акций (ст.5). В данную статью включены также положения по источникам осуществления инвестиционной деятельности во избежание неопределенностей в отношении средств инвесторов при подготовке конкретного инвестиционного проекта и распределении обязанностей сторон по этому проекту.

Для случаев, когда заемщиком является государство и в последующем этот кредит переуступается белорусскому предприятию (ст.26), предусматривается, что такие переуступаемые кредиты приравниваются к кредитам, привлекаемым под гарантию правительства.

Для создания на территории Беларуси коммерческих организаций с иностранными инвестициями расширен перечень организационно-правовых форм, в связи с чем из ст. 77 кодекса предлагается исключить ограничения для этих организаций, т.е. коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в любой организационно - правовой форме, предусмотренной Гражданским кодексом республики.

Кроме того, в законодательстве Беларуси впервые вводится понятие приобретение и утрата предприятием статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями (ст. 77, 79).

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями либо с даты государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительные документы коммерческих организаций и предусматривающих приобретение иностранным инвестором доли в размере не менее чем $20 тыс. в уставном фонде коммерческих организаций.

Уточнены нормы о применении пятилетнего срока по неизменности законодательства для организаций с иностранными инвестициями (ст.79). Во избежание неопределенности толкования этого положения уточняется, что пятилетний мораторий исчисляется с даты государственной регистрации коммерческой организации с иностранными инвестициями либо с даты приобретения юридическим лицом статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.

С целью обеспечения достоверности пересчета долей участников действующего юридического лица в случаях их регистрации в качестве коммерческих организаций с иностранными инвестициями, а также во избежание неопределенности в случаях расхождения экспертной оценки неденежного вклада и его оценки учредителями соответствующими нормы включены в кодекс (ст. 88).

Из положений ст. 91 кодекса, регламентирующих налоговую льготу для организаций с иностранными инвестициями, исключается оговорка "включая первый прибыльный год". Данное изменение было вызвано сложностью совмещения двух условий ("с момента объявления прибыли" и "включая первый прибыльный год"), при которых осуществляется льготирование прибыли и как следствие - возникновением негативных последствий для организаций с иностранными инвестициями.

В соответствии с последней частью ст. 91 в случае ликвидации коммерческой организации с иностранными инвестициями в период ее освобождения от уплаты налогов или в течение трех лет после истечения срока освобождения от уплаты налогов эта коммерческая организация с иностранными инвестициями обязана уплатить налоги за тот период, в течение которого она была освобождена от их уплаты. Данная норма направлена против создания коммерческих организаций с иностранными инвестициями на короткий срок с целью использования льгот, предусмотренных для этой категории лиц.

Между тем в случае, когда иностранный капитал из ликвидировавшихся организаций с иностранными инвестициями вкладывается в новую организацию с иностранными инвестициями, то последняя вправе снова применять налоговые льготы.

Кроме того, в соответствии со ст. 81 кодекса коммерческая организация с иностранными инвестициями может быть создана в результате приобретения иностранным инвестором доли участия (акций) в ранее учрежденном юридическом лице без иностранных инвестиций.

Таким образом, в настоящее время норма о возврате примененных льгот распространяется только на ликвидируемые организации с иностранными инвестициями, т.е. иностранный инвестор вправе выйти без каких - либо налоговых последствий из коммерческой организации с иностранными инвестициями сразу по истечению трехлетнего периода, а затем снова войти в качестве ее учредителя (участника), в связи с чем на такую организацию снова будут распространяться налоговые льготы. Проектом закона предусмотрена норма, которая содержит такие же временные ограничения по возврату льгот в случае утраты статуса коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Кроме того, в ст. 91 уточняются случаи отнесения имущества, ввозимого в качестве вклада в уставные фонды, к основным средствам, а также порядок получения преференций по налогу на добавленную стоимость и таможенных пошлин в виде освобождения от их уплаты либо возмещения уплаченных ранее сумм при таком ввозе.

В ст. 102 предлагается внести изменения в части получения согласия собственника на инвестирование государственного имущества за пределы Беларуси отраслевыми министерствами, концернами либо иными организациями, подчиненными правительству.

<Февраль 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
1234567
Март 2004>
ПнВтСрЧтПтСбВс
23242526272829
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234