Последнее обновление: 02.05.2024 16:05

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОГП ПРОСИТ МИНИСТРА ЮСТИЦИИ РАЗЪЯСНИТЬ НЕКОТОРЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, КАСАЮЩИЕСЯ ПОНЯТИЯ "ЮРИДИЧЕСКИЙ АДРЕС"

Гомельская областная организация Объединенной гражданской партии (ОГП) направила на имя министра юстиции Беларуси Виктора Голованова запрос. Представители ОГП просят дать разъяснение некоторых положений законодательства, касающихся понятия "юридический адрес".

Как отмечается в письме, "в последнее время такое понятие как "юридический адрес" приобретает общественное звучание: за несоответствие юридического адреса требованиям законодательства многим общественным объединениям вынесены предупреждения, а некоторые — даже ликвидированы". Кроме того, "стало проблемным выполнить требования регистрирующих органов по предоставлению документов на юридический адрес, а значит — зарегистрироваться".

Так, например, управление юстиции Гомельского облисполкома отказало в постановке на учет организационных структур ОГП по причине якобы несоответствия законодательству юридического адреса. В связи с этим представители областной организации ОГП обращают внимание министра юстиции на следующие обстоятельства.

Ни Жилищный, ни Гражданский кодексы не содержат такого понятия как "юридический адрес". Употребляется лишь термин "место нахождения юридического лица".

Единственными документами, определяющими понятие "юридического адреса как места нахождения руководящего органа" являются закон "Об общественных объединениях" и правила Минюста "Оформление и рассмотрение документов, предоставляемых для государственной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также постановки на учет и государственной регистрации их организационных структур", принятые в 2000 году.

Для общественных объединений руководящим органом является коллегия из 3-7 человек, заседания которой проходят не чаще одного раза в 3-6 месяцев, а в организационных структурах общественных объединений роль руководящего органа чаще всего единолично исполняет один из членов организации.

"Почему же в этих случаях роль юридического адреса не может исполнять место проживания гражданина, тем более — одного из членов организации?" — спрашивают министра представители ОГП.

Они также отмечают, что декретом президента от 17 декабря 2002 года утверждено положение "О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования". Оно определяет, что "местонахождением частного унитарного предприятия может являться жилое помещение (квартира, жилой дом) физического лица:". При этом "осуществление производственной деятельности (выполнение работ, оказание услуг) в жилом помещении : не допускается".

Таким образом, речь идет о месте нахождения, а не о каком-то юридическом адресе, а уж производственной деятельностью общественные объединения тем более не занимаются.

"Декретом разрешается использовать даже не дом, а квартиру под место нахождения юридического лица", — говорится в запросе. "Если же, по мнению Министерства юстиции, понятие юридического адреса для общественного объединения входит в противоречие с Жилищным кодексом и требуется согласование, то просим назвать законодательный или нормативный акт, которым регулируется процесс согласования", — пишут представители ОГП.

Ответ на этот вопрос, отмечают авторы письма, сегодня очень актуален для многих общественных объединений и групп граждан.

"Законодательство противоречиво и запутано, и работники государственных органов зачастую используют это "под ситуацию" и избирательно", — подчеркивают представители ОГП.

Копии данного запроса направлены в Конституционный суд Республики Беларусь, управление юстиции Гомельского облисполкома, Офис ОБСЕ в Беларуси, посольства США, Великобритании, ФРГ, а также в средства массовой информации.



<Декабрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
Январь 2004>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678