Последнее обновление: 23.04.2024 17:03

ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС БЕЛАРУСИ ОРИЕНТИРОВАН НА ЭКСПОРТ

Производственные мощности промышленного комплекса Беларуси значительно превосходят потребности внутреннего рынка. По этой причине экспорт выделен в разряд приоритетов. Из страны вывозится 66% продукции, произведенной предприятиями Минпрома.

Тенденции экспортной ориентированности отрасли сохраняются и в текущем году, что подтвердили итоги 3-х кварталов. Темпы роста товарооборота, экспорта, торгового сальдо предприятий Минпрома за 9 месяцев 2003г. значительно опередили прогнозные показатели. Товарооборот составил 2 млрд. 514,2 млн. долл. США (темп роста по отношению к соответствующему периоду 2002г. достиг 123,3%, экспорт – 123,4% (при задании 112,4%), импорт – 123,3% (при задании 110,8%), сальдо положительное – 796,8 млн. долл. США (123,4%).

Динамично нарастает экспорт в страны СНГ: 166,3% – без учета РФ и страны дальнего зарубежья – 108,7%.

Российская Федерация, на долю которой приходится 67,2% всего торгового оборота, по-прежнему является главным торговым партнером Минпрома Беларуси. За 9 месяцев 2003г. показатели торговли с Россией по сравнению с 2002г. существенно улучшились. Товарооборот увеличился на 28,4%. Это произошло как за счет увеличения экспорта (125%), так и импорта (135,1%). При этом сальдо осталось положительным и возросло на 14,8%.

Происходит дальнейшее снижение уровня бартерных операций. Бартер в товарообороте сокращен более чем вдвое и составляет 6,4%, в экспорте – 4,5%.

Рост денежной составляющей в товарообороте – 137,6%, в том числе в экспорте – 135%.

Бартерная составляющая в товарообороте с Российской Федерацией по сравнению с 2002г. сократилась в 2,5 раза.

Улучшению структуры и увеличению экспорта подведомственных предприятий способствует развитие торговой сети за рубежом. Стратегия развития собственной товаропроводящей сети Минпрома осуществляется в целях приближения продукции предприятий отрасли к ее непосредственному потребителю с учетом особенностей производимой продукции, регионов продаж и конъюнктуры цен.

Уже апробированы и дают позитивные результаты в продвижении продукции на новые рынки сбыта и расширении географии экспорта такие формы, как укрепление уже имеющихся и создание новых филиалов и представительств, совместных предприятий, сборочных производств, дилеров и дистрибьюторов предприятий фирменной торговли и сервисного обслуживания.

Сегодня товаропроводящая сеть предприятий Министерства промышленности только в Российской Федерации включает 369 дилеров, 162 сервисных центра, 7 торговых домов, 5 совместных предприятий, 5 филиалов. Наиболее развитую товаропроводящую сеть имеют такие структурообразующие предприятия отрасли, как ПО «БелАЗ», ПО «Белавто-МАЗ», ПО «Минский тракторный завод».

К примеру, товаропроводящая сеть ОАО «Горизонт» представлена в 97 городах Российской Федерации и насчитывает 175 торговых представительств. ПО «Витязь» создал 73 сервисных центра, имеет 10 дилеров и 6 складов ответственного хранения в гг.Москва, Санкт-Петербург, Таганрог, Хабаровск, Иркутск, Екатеринбург.

В Центральный Федеральный округ России ПО «Минский тракторный завод» осуществляет поставки тракторов через созданный в 2003г. совместно с РУП «Белвнешторгинвест» Управления делами Президента Республики Беларусь «Торговый Дом Минского тракторного завода» в г.Москва, которым с апреля текущего года реализовано более 1680 тракторов.

Расширение поставок сложнотехнической продукции в Российскую Федерацию требует развития сети центров гарантийного и сервисного обслуживания, которые одновременно осуществляют реализацию изделий заводов-изготовителей.

Одна из форм закрепления на рынках – открытие фирменных магазинов и секций. Успешно работают фирменные магазины ПО «Витязь» в г.Череповец, фирменные секции – в гг. Курган, Краснодар, Санкт-Петербург, Москва. Товары ПО «Горизонт» можно приобрести в гг. Санкт-Петербург, Воронеж, Смоленск, Иркутск.

Однако создание эффективно действующей товаропроводящей сети под силу только крупным предприятиям. Средние и мелкие предприятия не располагают организационными и финансовыми возможностями. Поэтому совместно с Министерством иностранных дел Беларуси прорабатывается вопрос о дополнительных мерах по продвижению продукции предприятий республики на российский рынок. Министерством промышленности Беларуси оказывается помощь и поддержка рекламной и выставочной деятельности предприятий, в том числе организация выставок, ярмарок и показов техники.



<Ноябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234