Министерство финансов Беларуси запланировало основные параметры консолидированного бюджета страны на 2004 год и направило соответствующие предложения в администрацию главы государства, сообщили "Интерфаксу" в правительстве.
В соответствии с последним вариантом в проекте бюджета предусмотрены меры по сокращению налоговой нагрузки - снижение ставки налога на добавленную стоимость с 20% до 18%, а также сокращение общего размера платежей в целевые бюджетные фонды с 4,5% до 3,9% выручки от реализации товаров, работ, услуг (ранее планировалось 3,4%).
При этом ставка сбора для поддержки производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, полностью аккумулируемого в республиканском бюджете, определена в размере 2% (ранее планировалось 1,5%), целевого сбора на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда - 0,75% (1% в 2003 году), налога с пользователей автомобильных дорог в дорожные фонды - 0,75% (1% в 2003 году), целевого сбора на формирование жилищно-инвестиционных фондов - 0,4% (0,5% в 2003 году).
Предельный размер налоговых ставок по местным целевым сборам снижается с 5% до 4% суммы прибыли (дохода), остающейся в распоряжении юридических лиц. В 2004 году из-за снижения налоговой нагрузки доходы консолидированного бюджета сокращаются более чем на 760 млрд. бел. руб. или на 1,7 процентных пункта к ВВП.
В состав республиканского бюджета на 2004 год включается Фонд социальной защиты населения (ФСЗН) министерства труда и социальной защиты, что направлено на дальнейшую консолидацию в бюджете государственных фондов и усиление контроля за использованием средств. Объем расходов Фонда социальной защиты населения в 2004 году составляет 5436,9 млрд. бел. руб. исходя из доходов в объеме 5396,1 млрд. бел. руб. и использования остатков на 1 января 2004 года в размере 40,8 млрд. бел. руб.
В 2004 году доходы консолидированного бюджета прогнозируются в сумме 18888,5 млрд. бел. руб., их удельный вес составит 42,3% ВВП (по оценке, в 2003 году суммарно с доходами ФСЗН - 46,2% ВВП).
В сопоставимой структуре консолидированного бюджета (без учета ФСЗН и поступлений от продажи госимущества) централизация ресурсов в ВВП сократится с 33,9% в 2003 году до 31,8% в 2004 году.
В объеме доходов консолидированного бюджета доходы республиканского бюджета составят 13,2 трлн. бел. руб. (69,8%), доходы местных бюджетов - 5,7 трлн. бел. руб. (30,2%).
В структуре основных источников доходов консолидированного бюджета поступления налога на добавленную стоимость запланированы в сумме 3366,8 млрд.бел.руб. (30,1% доходов бюджета) и по сравнению с ожидаемым исполнением за текущий год увеличатся в 1,2 раза (на 439,3 млрд.бел.руб.).
В 2004 году ожидается получить в доходы бюджета 1344,3 млрд.бел.руб. налогов на доходы и прибыль с юридических лиц (12,1% доходов бюджета), что выше ожидаемого исполнения за текущий год в 1,3 раза.
Поступления акцизов в 2004 году оцениваются в сумме 1054,9 млрд.бел.руб. (9,4% доходов бюджета), что превышает ожидаемое исполнение за текущий год на 262,5 млрд.бел.руб. или в 1,3 раза.
Подоходный налог с физических лиц определен в сумме 1380,8 млрд.бел.руб. (12,3% доходов бюджета), что выше ожидаемого исполнения за текущий год в 1,2 раза.
Облагаемый фонд оплаты труда для расчета чрезвычайного налога по прогнозу на 2004 год составит 9270 млрд.бел.руб., его удельный вес в общем фонде оплаты труда - 51,5%, что соответствует уровню ожидаемого исполнения за 2003 год. Поступления чрезвычайного налога увеличиваются в 1,3 раза против ожидаемых в текущем году и оцениваются в сумме 370,8 млрд.бел.руб.
Доходы от внешней торговли и внешнеэкономических операций предусматриваются на будущий год в сумме 1213,3 млрд.бел.руб. (10,8% доходов бюджета). По сравнению с ожидаемым исполнением за текущий год они возрастают на 255,8 млрд.бел.руб. или в 1,3 раза.
В 2004 году основной составляющей частью доходов от внешнеэкономической деятельности являются импортные пошлины - 887,3 млрд.бел.руб. (73,1%), при этом экспортные пошлины составят 322,2 млрд.бел.руб. (26,6%).
Расходы по проекту консолидированного бюджета на 2004 год составляют 19578,7 млрд. бел. руб. (в том числе расходы государственных целевых фондов - 2276,6 млрд. бел. руб., ФСЗН - 5436,9 млрд.бел.руб.). Без учета ФСЗН расходы консолидированного бюджета возрастают на 15,8% к уточненному плану 2003 года.
Текущие расходы консолидированного бюджета составляют 10935,6 млрд.бел.руб. или 125,5% к уровню 2003 года. В структуре консолидированного бюджета расходы на зарплату с начислениями составляют 41,4%, а с учетом пенсий, пособий, стипендий - 48,6% против 43% в 2003 году. Рост зарплаты приведет к сокращению капитальных расходов консолидированного бюджета по отношению к запланированным на 2003 год на 29,6 процентных пункта.
Расходы республиканского бюджета сформированы в сумме 8409 млрд.бел.руб. (без учета ФСЗН) или 122,6% к уточненному плану текущего года, в том числе расходы целевых бюджетных фондов - 1713,2 млрд.бел.руб. (154,7%).
В 2004 году на обслуживание государственного долга направляются средства в сумме 240,9 млрд.бел.руб. или с увеличением на 36,8%, которые позволяют обеспечить выплату процентов по внутреннему (184,7 млрд.бел.руб.) и внешнему (56,2 млрд.бел.руб.) государственному долгу.
Дефицит республиканского бюджета на 2004 год запланирован в сумме 690,2 млрд.бел.руб. или 1,5% от ВВП (по уточненному плану на 2003 год соответственно 576,7 млрд.бел.руб. и 1,6%).
В 2004 году объем ресурсов бюджета снижается в связи с сокращением источников финансирования дефицита республиканского бюджета. Так, не предусматривается эмиссионное кредитование правительства Национальным банком Республики Беларусь. В 2003 году на финансирование дефицита бюджета запланированы долгосрочные кредиты Национального банка Республики Беларусь в размере 163 млрд.бел.руб. (0,4% ВВП), из них на кредитование жилищного строительства 140 млрд.бел.руб.
Ожидается, что внутренние источники финансирования дефицита бюджета составят 238,5 млрд.бел.руб. Внешнее финансирование дефицита бюджета составляет эквивалент 451,7 млрд.бел.руб.