С 23 по 25 апреля 2003 года в Брюсселе состоялась сессия Совета Министров ЕКМТ (Европейская Конференция Министров Транспорта). В этом крупном европейском форуме приняли участие 40 транспортных министров стран членов ЕКМТ, а также ассоциированных членов из других континентов. Как сообщили в пресс-службе Минтранса, белорусскую делегацию представлял министр транспорта и коммуникаций Михаил Боровой.
По случаю 50-й годовщины ЕКМТ, которая отмечается в этом году, было принято решение провести общие обсуждения по транспортной политике. На заседании сессии было отмечено, что развитие транспорта за последние 50 лет претерпело существенные изменения. Возросшая производительность в транспортной сфере явилась наиболее важной составляющей, которая обусловила структурные изменения в мировой экономике. Этому способствовало уменьшение количества барьеров в торговле, открытие границ, значительные финансовые инвестиции в инфраструктуру транспортной сферы, а также прочная законодательная база на национальном и международном уровне. Значительно укрепились международные связи, были предприняты значительные шаги по улучшению взаимопонимания и определения в выработке линии единой транспортной политики. Однако, наряду с этим были отмечены и негативные моменты, которые касаются претворения единой транспортной политики в жизнь, раздробленности ведомственных структур и связи с общественностью. Основываясь на таком анализе, были определены задачи на будущее, которые стоят перед транспортной отраслью Европы.
Многие эксперты полагают, что в транспортной политике в настоящее время наступил переломный момент. Отмеченный рост транспортных потоков не может управляться традиционными методами, учитывая расширение инфраструктуры. Необходимы новые стимулы и подходы в вопросах ценообразования, инвестиций и управления. Задача состоит в том, чтобы использовать эти инструменты для достижения поставленных целей, которые будут понятны и приняты населением. За последние 50 лет объем транспорта в странах ЕКМТ увеличился в 4-5 раз. Более того, рост международного транспорта происходит быстрее национального. С учетом этого потребуется более разнообразные стратегии по сравнению с теми, что были в прошлые годы. К мерам, которые необходимо принять, относится определение затрат на инфраструктуру, которая позволила бы улучшить эффективность дорожной системы и экономических показателей. Оплата за пользование дорогами уже введена в Швейцарии и в августе 2003 года будет введена в Германии, а после – и в ряде других стран. В Лондоне с февраля 2003 года введена в действие система кордонной оплаты, позволяющая разгрузить дорожное движение в центре города.
Безусловно, новые технологии предоставляют много возможностей для улучшения эффективности, безопасности и стабильности работы транспорта. Но до настоящего времени их применение не достигло этих целей (особенно в части безопасности). На данном этапе существуют такие возможности, как использование спутниковых систем для идентификации номера автомобиля, скорости движения и т. д., которые необходимо активно внедрять на практике.
Кроме того, открытые международные рынки должны существовать на качественной основе. Польза от открытых рынков для потребителей и экономики может перевесить все недостатки, если их регулирование спланировано правильно. Основным принципом доступа к рынку на международном уровне должно являться качество. Для дорожного транспорта это должно найти свое отражение в самых требованиях по охране окружающей среды и безопасности.
По итогам работы сессии Министры ЕКМТ согласились с тем, что намерения ЕКМТ по-прежнему должны концентрироваться на наземном транспорте, но в перспективе расширяться. Она должна и дальше расширять рамки своей работы по развитию и продвижению интермодальности, изучать взаимосвязи между различными видами наземного транспорта.
ЕКМТ также должна обратиться к ключевым вопросам безопасности, окружающей среды, энергии, социальных и финансовых аспектов, проблемам, связанным с транспортным финансированием и взиманием платы за использование инфраструктуры, влияния новых деловых приемов на логистическую цепь.
В ходе обсуждения предложения по “политической” реструктуризации системы квотирования многосторонних разрешений ЕКМТ министры пришли к заключению о необходимости введения ограничения на пребывание перевозчика в стране ЕКМТ при выполнении автомобильных перевозок грузов, инициированного Германией, сроком до 6 недель. Следует отметить, что до настоящего времени данное ограничение отсутствовало.
Кроме того, на сессии ЕКМТ были приняты ряд резолюций. В частности, Резолюция о реформировании транспортных налогов и сборов предполагает поощрение последовательного проведения реформ в этой сфере с целью улучшения эффективности транспорта, искажения конкуренции, содействия снижения негативного влияния на окружающую среду.
Была принята, также, Резолюция по бессернистым топливам. Содержание содержания серы в топливе является самым простым способом по уменьшению выбросов основных загрязняющих веществ в результате автодорожного движения, увеличивая характеристики и продолжительность функционирования систем сокращения выхлопных выбросов. Применение, начиная с 2005 года, различных международных законодательных норм в отношении выбросов повлечет за собой повышенный спрос в топливе с пониженным содержанием серы. Поэтому важно, чтобы такое топливо было в наличии на всей территории ЕКМТ.
Принятые резолюции были поддержаны делегацией Беларуси.
На юбилейной сессии ЕКМТ в ряды этой организации была принята Армения, став, таким образом, 43 членом Европейской Конференции Министров Транспорта.
Завершая эту тему, следует отметить, что в рамках заседания сессии ЕКМТ Михаил Боровой провел ряд переговоров с министрами Боснии и Герцеговины, Греции, Испании, Италии, Португалии, Швеции и Хорватии на предмет подписания двусторонних межправительственных Соглашений о международном автомобильном сообщении.