Президент США Джордж Буш\George Bush и Конгресс США\US Congress затормозили рассмотрение предложения о прекращении действия знаменитой поправки Джексона - Вэника\Jackson-Vanik в отношении России. До сегодняшнего дня предполагалось, что Конгресс примет такое решение до визита Буша в Санкт- Петербург в конце мая 2003 года. Сегодня стало ясно, что Конгресс вряд ли начнет рассмотрение этого вопроса в обозримом будущем. Неизвестно, когда Конгресс сможет вернуться к этому вопросу. Причиной подобных действий президента США и американских законодателей стала позиция России, занятая ею в иракском вопросе. Россия рассматривает поправку Джексона-Вэника, как реликт "холодной войны", который серьезно осложняет отношения между двумя странами.
Экспресс - Комментарий. Николай Злобин, директор Российских и Азиатских программ Центра Оборонной Информации\Center for Defense Information: "Это крайне неприятная новость для всех нас. Ее появление, видимо, можно было легко предвидеть, а при желании и предотвратить. Во - первых, это показывает, как в политике важно думать на несколько шагов вперед и как важно предусматривать возможные результаты своих действий, насколько бы твои шаги не казались справедливыми и мудрыми тебе самому.
Во-вторых, это показывает, что в России до сих пор нечетко представляют, каким образом действует американская политическая система. Конгресс в гораздо большей степени, чем исполнительная власть, зависит от общественных настроений и оценок. Тот факт, что имидж России резко ухудшился в общественном мнении США, непосредственно сказался на этом решении. Не стоит забывать, что Франция и Германия были союзниками США на протяжении полувека, а Россия была главным военным противником США и быстро изменить общественное мнение нелегко. Как только Россия проявляет недружелюбие в отношении к США, то сразу возникают все старые сомнения и подозрения.
В-третьих, надо осознать, что американская политическая элита более не рассматривает Россию, как страну, с которой надо строить "особые" отношения. При президенте Клинтоне Россию называли "особым случаем". Ныне Россия - не "особый случай", а обычная страна. Рассчитывать на особые отношения тяжело, потому что никто в США не понимает, почему в отношении России должна проводиться политика, которая не распространяется на другие страны.
От того, что поправка не будет отменена в экономическом плане будет хуже России, а не США. С политической точки зрения это является свидетельством того, что отношения между двумя странами не перешли грани, когда они становятся необратимо хорошими. Слишком многое зависело от симпатий Путина и Буша. Конгрессу США не было доказано, что Россия меняется в лучшую сторону и ее политика является политикой американского партнера. Позиция России в отношении Ирака показала Конгрессу, что Россия не та страна, на которую уже стоит делать ставку и которой стоит идти навстречу. То, что Россия остается в списке стран, на которых распространяется поправка Джексона - Вэника, это "красный флажок" для многих стран мира. Без отмены этой поправки Россия не сможет, например, вступить во Всемирную Торговую Организацию\World Trade Organization".
Досье Washington ProFile. Поправка была названа в честь ее авторов - сенатора Генри Джексона\Henry M. Jackson и члена Палаты Представителей Чарльза Вэника\Charles A.Vanik. Оба законодателя были членами Демократической партии США (нынешний президент США Джордж Буш -республиканец). Поправка была принята в качестве наказания СССР, запрещавшего свободную эмиграцию советских евреев в Израиль. Закон 1974 года был одной из первых попыток увязать права человека и торговлю. Раздел IV Закона о торговле 1974 года (именно в этот раздел Джексоном и Вэником были внесены поправки) первоначально должен был установить рамки торговых отношений США со странами с нерыночной экономикой. Однако, в него была внесена поправка, которая коренным образом изменила смысл раздела - при регулировании торговых отношений со странами коммунистического блока США были обязаны принимать во внимание соблюдение этими странами прав человека и свободы вероисповедания. Поправка запрещала нормальные торговые отношения с СССР и другими странами с нерыночной экономикой, пока они не разрешат свободную эмиграцию.
Этот законодательный акт обязывал Президента США постоянно информировать Конгресс о том, какие страны мира препятствуют свободной эмиграции своих граждан. От состояния дел в этой сфере зависело состояние торгово-экономических связей США с этими странами. Против нарушителей международных норм США вводили санкции, в основном касавшиеся ограничения допуска товаров, производимых в данной стране мира, на американский рынок. Ныне многие страны мира, где постоянно фиксируются нарушения прав человека, не подвергаются экономическим санкциям со стороны США. К примеру, в отношении Китая эта поправка перестала действовать в 2000 году. Тогда же ограничения в торговле были сняты в отношении Грузии, Кыргызстана и Албании.