Правительство Беларуси создает межведомственную рабочую группу по предотвращению негативных последствий перехода к единой валюте Союзного государства для национальной экономики. В соответствии с совместным постановлением Правительства и Нацбанка Беларуси, в функции рабочей группы, которую возглавил заместитель Премьер-министра, министр экономики Андрей Кобяков, входит также разработка дополнительных мероприятий по подготовке к использованию российского рубля в качестве единой валюты союзного государства.
В постановлении отмечается, что рабочая группа еженедельно будет рассматривать вопросы последствий реализации мер по расширению сферы использования российского рубля, жесткой привязки белорусского рубля к российскому, а также мероприятий плана по введению единой денежной единицы для экономики Беларуси, отдельных ее отраслей и сфер деятельности. Рабочая группа наделяется правом при необходимости внесения в Правительство Беларуси предложений о сроках выполнения мероприятий плана, а также принятии иных мер для недопущения негативных последствий расширения сферы использования российского рубля на территории Беларуси.
Как считают специалисты, возможные негативные последствия от введения российского рубля в качестве единой валюты обусловлены оценкой национального уровня цен (соотношение паритета покупательной способности и номинального обменного курса) в Беларуси и России. В настоящее время национальный уровень цен в Беларуси составляет около 85 процентов относительно уровня цен в России, то есть российский рубль переоценен на внутреннем рынке Беларуси на 15 процентов относительно его покупательной способности. Сохранение различий ценовых параметров в условиях введения единой валюты спровоцирует массовый переток товаров и рабочей силы из одной страны в другую, что приведет к экономическому ущербу для Беларуси.
Эксперты полагают, что переход на российский рубль с использованием рыночного обменного курса сразу не повлияет на относительный уровень цен. Однако это приведет к его выравниванию в краткосрочной перспективе, следствием чего станут неизбежные потери в покупательной способности активов белорусских экономических агентов: наличных денежных средств и депозитов как Правительства, так и населения и субъектов хозяйствования в национальной валюте в банковской системе.
С другой стороны, переход на российский рубль с использованием паритета покупательной способности в качестве курса обмена единовременно ликвидирует отличие в национальных уровнях потребительских цен и позволит получить в рамках процедуры замены белорусских рублей на российские на 15 процентов больше денежных средств по всем видам доходов (зарплата, пенсии, пособия и др.) и сбережений в белорусских рублях. Вместе с тем, это крайне негативно отразится на ценовой конкурентноспособности товаров белорусских предприятий-экспортеров и приведет к возникновению острого кризиса сбыта отечественной продукции на традиционных рынках в России, подчеркивают эксперты. Кроме того, помимо активов (наличные деньги, депозиты, оборотные средства) в такой же пропорции увеличатся в реальном выражении пассивы (кредиторская задолженность, дефицит госбюджета, внутренний госдолг, долги по ранее полученным кредитам).
По мнению экспертов, одним из возможных вариантов решения проблемы несоответствия номинального обменного курса и паритета покупательной способности мог бы стать рост реального курса белорусского рубля к российскому, чтобы к моменту введения единой валюты выравнивание уровней цен в двух странах было обеспечено. Однако, учитывая параметры инфляции и девальвации на 2003 год и предстоящую жесткую фиксацию с середины 2004 года курса белорусского рубля к российскому, эксперты констатируют невозможность плавного роста реального курса.
После объединения валют белорусская экономика будет вынуждена работать в режиме жесткой денежно-кредитной политики и низкой инфляции (прирост индекса потребительских цен не должен превышать 10 процентов в год). Следствием этого станет прекращение финансирования государственных программ и кредитной поддержки предприятий реального сектора за счет эмиссионного источника. В наиболее острых формах последствия сокращения кредитной поддержки проявятся в сфере жилищного строительства, на финансирование которого направляется большая часть кредитной эмиссии Нацбанка, и сельского хозяйства.
В условиях жестких бюджетных ограничений эксперты прогнозируют дальнейшее снижение конкурентноспособности белорусских предприятий. Для ее повышения субъекты хозяйствования, особенно системообразующие, будут вынуждены в срочном порядке осуществлять болезненные меры по реструктуризации и улучшению финансового состояния. Прямым следствием этих процессов станет снижение рентабельности и темпов экономического роста, значительный рост безработицы.
Создание валютного союза, безусловно, будет стимулировать ускорение рыночных реформ в белорусской экономике, которые все же будут иметь «шоковый» характер. Минимизировать негативные эффекты переходного периода должно самостоятельное реформирование реального сектора экономики и уменьшение масштабов государственной, в том числе кредитной поддержки, считают эксперты.