С 28 марта 2003 года ГТК Республики Беларусь без предварительного уведомления ввел процедуру таможенного оформления в режиме временного ввоза транспортных средств (прицепов, полуприцепов), зарегистрированных в иностранных государствах и используемых белорусскими перевозчиками для доставки по процедуре МДП грузов российским и белорусским грузополучателям. Помещение под таможенный режим временного ввоза товаров, к которым ГТК отнес и указанные транспортные средства, предусматривает уплату таможенных платежей. Однако, в соответствии с п.1 и п.4 ст.18 Таможенного кодекса “под товаром подразумевается любое движимое имущество, за исключением транспортных средств, предназначенных для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование”.
Согласно сложившейся международной практики таможенные органы других государств руководствуются положениями приложения J Международной конвенции по упрощению и гармонизации процедур таможенного оформления (Киотская конвенция), не требуют обеспечений уплаты таможенных платежей и специальных документов на временный ввоз транспортных средств, осуществляющих международные перевозки грузов и пассажиров, которые должным образом зарегистрированы за рубежом, и производят их оформление в соответствии со ст.15 Конвенции МДП.
Такой подход заложен в Постановлении Совета Министров Республики Беларусь №1280 от 29.09.1997г., которое предусматривает полное освобождение от обложения таможенными пошлинами и налогами в случаях временного ввоза транспортных средств нерезидентами (транспортные предприятия и организации как раз таки и используют в кооперации полуприцепы нерезидентов Республики Беларусь).
Статьей 15 Конвенции МДП предусмотрено, что для транспортных средств, используемых для перевозки грузов с соблюдением процедуры МДП, не требуется специального таможенного оформления и документа (в стране транзита). В данном случае Беларусь рассматривается как транзитная страна.
Только страна назначения груза может потребовать дополнительного применения национальных процедур в таможне назначения, для того чтобы после окончания операции МДП транспортное средство было вывезено. При этом из опыта других стран, в качестве документа контроля вывоза полуприцепа используется книжка МДП, по которой транспортное средство въезжало в страну назначения с грузом. Для этого перевозчик должен предъявить ее в таможне выезда из страны.
На основании вышеизложенного в министерстве считают, что при организации и осуществлении мультимодальных и смешанных перевозок грузов с использованием сменных полуприцепов, не должно производиться их таможенное оформление в режиме временного ввоза как товара, а оформляться как транспортное средство посредством занесения данных об этом транспортном средстве в книжку МДП или в случае ввоза порожнего транспортного средства -- посредством оформления удостоверения его ввоза. Кроме того, в данной ситуации необходимо применять режим транзита.
Действия Государственного таможенного комитета Республики Беларусь дискриминируют деятельность белорусских перевозчиков, и создают прецедент развала хорошо налаженной системы международных транзитных перевозок грузов в Республике Беларусь. Экспорт транспортных услуг в 2002 году принес доход в бюджет страны в размере 180 млн. долларов США. Ситуация, возникшая в результате действий ГТК, может привести к существенному снижению поступлений валюты в бюджет республики, а также пошатнуть твердо занятые позиции белорусских перевозчиков на европейском рынке транспортных услуг, отметили в Минтрансе.