Глава государства отменил действие указа №152 от 20 марта 1998 года, согласно которому Совет Министров "координировал" деятельность Национального банка. Тем не менее в администрации президента настаивают на прежней редакции 36-й статьи проекта Банковского кодекса, которая все еще содержит принцип координации. Последнее слово - за депутатами.
Напомним, что проект Банковского кодекса подготовлен ко второму чтению и находится в комиссии по бюджету и финансам. Любопытно, что последнее заключение МВФ по поводу него далеко не лояльное. В мире до сих пор не было прецедента создания документа, который одновременно учитывал бы интересы и Национального, и коммерческих банков. Везде, как правило, действуют два отдельных закона - "О Национальном банке РБ" и "О банках и банковской деятельности в РБ". У нас же в свое время руководство страны поставило задачу кодифицировать (свести воедино) законодательство, и банковскую отрасль этот процесс не обошел стороной просто потому, что никто не взялся отстаивать ее исключительность. Зачем понадобилась кодификация? Из соображений удобства - чиновники прямолинейно посчитали, что пользоваться одним правовым актом всегда удобнее, нежели двумя: не надо потеть, взвешивая категории, меньше вариантов двойного толкования. В сравнении с первоначальным вариантом нынешний проект Банковского кодекса значительно похудел, из него "ушли" разделы об операциях с векселями и ценными бумагами, о кредитных союзах. Изменилась подотчетность главного банка страны, который сегодня подотчетен президенту. Глава государства имеет право освобождать от занимаемой должности членов правления НБ, опираясь на предусмотренные основания.