Последнее обновление: 27.02.2020 08:38

В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДЕ ПРОШЛИ СЛУШАНИЯ О СООТВЕТСТВИИ КОНСТИТУЦИИ ТРЕБОВАНИЯ ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ОТМЕТКЕ В ПАСПОРТЕ ГРАЖДАНИНА О ВРЕМЕННОМ ВЫЕЗДЕ ИЗ БЕЛАРУСИ

17 сентября в Конституционном суде (КС) Беларуси прошли слушания о соответствии Конституции ряда нормативных правовых актов, которые содержат требование об обязательной отметке в паспорте гражданина о временном выезде из Республики Беларусь.

Производство по данному делу было возбуждено КС 4 июля 2002 года по предложению Палаты представителей Национального собрания. Поводом стало содержание статьи 30-й Конституции, в которой говорится о праве граждан свободно покидать республику и беспрепятственно возвращаться обратно. По мнению депутатов, данной статье противоречат такие нормативные правовые акты, как закон "О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь" от 2 июня 1993 года, Правила оформления документов на выезд за границу гражданам Республики Беларусь от 20 ноября 1995 года и Инструкция о порядке оформления паспорта гражданина Республики Беларусь для выезда за границу от 27 августа 1996 года. Следуя этим нормативным актам, обязательная отметка в паспорте действует 5 лет. При обращении за разрешением на временный выезд из страны с граждан взыскивается государственная пошлина в размере пять базовых величин. По окончании срока действия отметки граждане вновь вынуждены получать разрешение на выезд и уплачивать пошлину в таком же размере.

Конституционный суд под председательством судьи Григория Василевича проанализировал акты законодательства и заслушал мнения как депутатов Палаты представителей, так и других заинтересованных сторон - представителей МВД, Совета Республики Национального собрания и других ведомств.

По мнению заместителя председателя комиссии Палаты представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Владимира Парфеновича, время и усилия, потраченные гражданином на получение отметки о выезде из страны, унижают его человеческое достоинство. Парфенович также считает нарушением положения Конституции о беспрепятственном выезде фискальный характер пошлины, взимаемой за отметку. Для тех категорий граждан, чей выезд за границу временно не разрешен, депутат предложил ввести запретительную отметку. По его словам, их число не превышает одного процента населения страны, и такая мера освободит остальных граждан от процедуры получения разрешения на выезд.

Представитель другой стороны, заместитель начальника отдела по работе с иностранными гражданами и выезда за границу МВД Алексей Бегун заявил, что на сегодняшний день только четыре из 42 пунктов пропуска оборудованы автоматизированной системой, которая позволяет контролировать въезд и выезд граждан. Это, считает он, свидетельствует о целесообразности сохранения отметки в паспорте о выезде. Вместе с тем А.Бегун не исключает ее отмену при создании единой электронной системы контроля. По информации представителя МВД, стоимость этой системы составляет около 4 млн. долларов США и займет, при успешном финансировании, 5 лет. Он также отметил, что сборы в бюджет за паспортно-визовые услуги в первом полугодии 2002 года составили около 2,8 млн. долларов США, около 80 процентов этой суммы пришлось на государственную пошлину за отметку о выезде.

Практически все участники слушания признали, что сегодня происходит дублирование контроля за выездом со стороны МВД и пограничной службы. По мнению начальника консульского управления МИД Леонида Короткевича, наиболее приемлемый вариант - введение заграничного паспорта. Он считает, что на фоне открытой проверки права гражданина на выезд теряется имидж страны, хотя скрытая форма проверки существует во всех развитых странах. Итоговое решение Конституционного суда по данному делу будет оглашено 25 сентября.

<Август 2002
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Сентябрь 2002>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30123456