Последнее обновление: 19.04.2024 15:54

ПРАВИТЕЛЬСТВО БЕЛАРУСИ УТВЕРДИЛО НОВЫЙ ПОРЯДОК СДАЧИ В АРЕНДУ ЗДАНИЙ, СООРУЖЕНИЙ И НЕЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Правительство Беларуси утвердило Положение о порядке сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в республиканской собственности, сообщили "Интерфаксу" в Совмине.

Согласно Положению, утвержденному постановлением правительства №710 от 31 мая нынешнего года, сдача в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений осуществляется арендодателями с согласия республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной правительству Беларуси, уполномоченных управлять этим имуществом, а на территории свободной экономической зоны - дополнительно с согласия администрации этой зоны.

Заключение договора аренды осуществляется по соглашению сторон или путем проведения аукциона по продаже права на заключение договоров аренды зданий, сооружений и нежилых помещений. При этом арендодатель обязан рассмотреть предложения субъектов, которые могут стать арендаторами, об аренде зданий, сооружений и нежилых помещений в пятидневный срок и в случае принятия положительного решения согласовывает его в установленном Положением порядке.

Если арендодатель намерен сдать помещение в аренду по результатам аукциона, то согласование должно быть произведено арендодателем до проведения такого аукциона.

При этом рассмотрение согласующими органами документов, подаваемых арендодателем (обоснование необходимости сдачи в аренду, проект договора аренды, копия свидетельства о регистрации арендодателя в Реестре имущества, находящегося в республиканской собственности) проводится в десятидневный срок.

По Положению согласующий орган вправе отказать в согласовании сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, предложив более эффективные пути их использования.

В случае отказа арендодателя в сдаче в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений либо отказа согласующих органов в согласовании сдачи их в аренду арендатору должен быть дан письменный ответ с указанием причин такого отказа.

Непосредственно договор аренды зданий, сооружений и нежилых помещений подписывается сторонами в течение пяти дней со дня получения арендодателем письменного согласия согласующего органа, сказано в Положении.

Установленный порядок также предполагает, что договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законодательством.

Здания, сооружения и нежилые помещения передаются арендатору в соответствии с условиями договора аренды после вступления его в силу.

Согласно постановлению правительства Минэкономики в двухмесячный срок должно совместно с Минфином и Министерством по налогам и сборам утвердить положение о порядке определения размеров арендной платы при сдаче в аренду производственных зданий, сооружений и помещений, находящихся в республиканской собственности.

Местным исполнительным и распорядительным органам рекомендовано установить аналогичный порядок сдачи в аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в коммунальной собственности.

Как сказано в постановлении, новый порядок заключения договоров аренды вступает в силу с 1 июля 2002 года и распространяется на договора аренды, которые будут заключаться после вступления его в силу.

Действие Положения не распространяется на аренду зданий, сооружений и нежилых помещений, находящихся в оперативном управлении Управления делами президента Беларуси, и подведомственных ему организаций, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Государственного комитета пограничных войск.

Специалисты департамента по управлению госимуществом Минэкономики, комментируя принятый документ, отметили его "прогрессивный характер" и выделили два принципиальных момента, направленных на более активное вовлечение в оборот неиспользуемого или неэффективно используемых площадей. Во-первых, арендодатель в случае отказа в предоставлении аренды неэффективно используемых площадей обязан мотивировать свой отказ, и, во-вторых, согласующий орган при отказе в согласовании сдачи в аренду должен предложить пути по более эффективному использованию площадей.

Как сообщили в департаменте, на объектах республиканской собственности в настоящее время не используется или неэффективно используется более 2,5 млн.кв.м зданий, сооружений и нежилых помещений. По их мнению, указанные меры наряду с жесткими сроками рассмотрения арендодателями и согласующими органами предложений об аренде позволят расширить степень вовлечения неиспользуемого имущества в хозяйственный оборот.

Вместе с тем специалисты департамента отметили, что активизации этого процесса способствовала бы также отмена государственной регистрации договора аренды нежилых помещений.

На основе анализа процедуры госрегистрации они делают вывод о ее трудоемкости и экономической нецелесообразности. По их мнению, сложность установленной процедуры заключается в необходимости подготовки достаточно широкого перечня представляемых для регистрации документов, затратами времени на их рассмотрение и принятие решений о регистрации договоров аренды. В связи с этим с момента подписания до вступления в силу договора аренды проходит достаточно длительное время, в течение которого арендная плата не вносится. Это приводит к прямым потерям арендодателей (в первую очередь, государственных организаций) и, как следствие, к недопоступлению средств в республиканский и местные бюджеты, отметили в министерстве.

По мнению экспертов, отмена государственной регистрации не повлечет бесконтрольного использования нежилых помещений, находящихся в государственной собственности, и не окажет негативного воздействия на эффективность их использования. Такое предположение специалисты обосновывают наличием у органа государственного управления необходимой и достоверной информации о состоянии арендных отношений на объектах государственной собственности (количестве заключенных договоров, площади арендуемых помещений, сумме арендной платы).

Вместе с тем, как отмечают эксперты, препятствием для упразднения госрегистрации договоров аренды является необходимость внесения изменений в действующий Гражданский кодекс, предусматривающий такой порядок.

Оценивая инициированный правительством пересмотр ставок арендной платы, специалисты департаменты отметили, что изменения будут направлены на упрощение расчета ставок, которые сейчас формируются от остаточной стоимости имущества. По их словам, с учетом введения коэффициента рентабельности и повышающего коэффициента в среднем по республике арендная плата за 1 кв.м в производственных помещениях не превысит эквивалент $2-3 в месяц. При этом будет устранен присутствующий пока "широкий диапазон между верхними и нижними границами стоимости аренды квадратного метра помещения", добавили они.

В целом ставки на аренду не повысятся, утверждают специалисты департамента. В то же время они предполагают, что новые расчеты ставок будут применены и к действующим договорам аренды.



<Май 2002
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789
Июнь 2002>
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567