Последнее обновление: 25.04.2024 16:43

БЕЛАРУСЬ – ОБСЕ: ВЫСТУПЛЕНИЕ ПРЕДСЕДАТЕЛЯ КГБ ПЕРЕД БЕЛОРУССКИМ ПАРЛАМЕНТОМ

24 мая 2002 года по поручению Президента Республики Беларусь глава белорусской спецслужбы Леонид Ерин выступил перед депутатами Национального собрания Республики Беларусь. Как сообщает Центр информации и общественных связей КГБ Беларуси, Председатель КГБ ознакомил парламентариев с некоторыми аспектами обеспечения национальной безопасности, а также представил точку зрения возглавляемого им ведомства на ситуацию, связанную с деятельностью на территории нашей республики Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ.

Коротко остановившись на истории вопроса, руководитель КГБ отметил, что в работе КНГ ОБСЕ, бесспорно имелись позитивные стороны и вплоть до 2000 года деятельность ее не вызывала критических замечаний со стороны органов государственного управления республики. Более того, в этот период действия КНГ ОБСЕ и ее главы даже оказывали некоторое сдерживающее впечатление на радикальные оппозиционные структуры, что в конечном итоге помогло не допустить с их стороны экстремистских действий, выходящих за рамки правового поля.

В то же время, наряду с позитивными моментами, аналитики и руководство белорусской спецслужбы не могли не заметить в деятельности группы и некоторых негативных тенденций, которые затем получили дальнейшее развитие и стали определяющими в ее работе. В связи с этим следует иметь в виду один существенный фактор, сопутствующий работе КНГ ОБСЕ. С самого начала деятельности группы она находилась под неусыпным наблюдением и сильнейшим прессингом со стороны США.

По мнению Леонида Ерина, с момента образования группы, американцы рассматривали ее в качестве инструмента для изменения внешнеполитических приоритетов республики и побуждения к проведению выгодных для Запада и США внутренних реформ. При этом в качестве основного способа достижения своих целей рассматривалось (и продолжает рассматриваться) оказание многовекторного силового давления на высшее руководство нашей страны. Для оправдания подобного давления в глазах международного сообщества представители Соединенных Штатов неоднократно указывали главе КНГ ОБСЕ в Минске Х.-Г. Вику на необходимость сбора и накопления критических материалов о «нарушениях прав человека и демократических свобод» в Республике Беларусь в целях усиления изоляции страны на международной арене.

В русле именно такой политики, проводимой не только США, но некоторыми их союзниками в Европе, осуществлялась деятельность Консультативно-наблюдательной группы. Прежде всего, подчеркнул глава КГБ, уже на начальном этапе работы группы белорусская спецслужба ощущала в работе КНГ тщательно завуалированную направленность на создание условий смены руководства нашей страны легитимным путем. Симпатии КНГ и ее руководителя изначально принадлежали оппонентам существующей власти. Настораживали и отдельные, мягко говоря, некорректные высказывания, допускавшиеся представителями КНГ в неофициальной обстановке. В дальнейшем личные воззрения главы КНГ на ситуацию в нашей стране и действия ее руководства стали оказывать все более негативное влияние на направленность работы возглавляемой им миссии.

Так, проводимые КНГ консультации, которые по замыслу ОБСЕ должны были быть изначально нацелены на создание необходимых условий для организации переговорного процесса между властями и оппозицией, постепенно переросли в консультирование исключительно оппозиции с целью ее консолидации накануне предстоящих выборных кампаний, а деятельность группы начала все больше выходить за рамки Меморандума по КНГ ОБСЕ и ее мандата. Вместо поисков путей организации действительно конструктивного диалога между властью и оппозицией, Ханс-Георг Вик в конечном итоге предпочел пойти по пути наименьшего сопротивления, контактируя преимущественно с той стороной, с которой ему было приятнее и проще общаться – с оппозицией. Политической же воли и желания разрешить трудности и противоречия в диалоге с властями у господ из КНГ не оказалось, несмотря на то, что сам Х.-Г.Вик не раз подчеркивал, что «задача КНГ – предотвращение открытых конфликтов путем ведения переговоров, диалога». Более того, с середины 2000 года, все переговоры фактически свелись лишь к общению г-на Вика с представителями противостоящих белорусскому руководству политических кругов. При этом руководителем КНГ предпринимались попытки сплотить белорусскую оппозицию, выдвинуть из ее рядов лидеров, способных принять участие в президентской гонке и завоевать доверие электората. В результате к началу 2001 года Х.-Г.Вик фактически превратился в координатора деятельности всех антипрезидентских сил в республике.

В целом, отметил председатель КГБ, именно деятельность Консультативно-наблюдательной группы ОБСЕ позволила сформировать условия для реализации замыслов возглавляемой США антибелорусской коалиции по непризнанию легитимности избранного состава Палаты представителей Национального собрания и организации прямого незаконного вмешательства во внутренние дела Республики Беларусь, а позже и в процесс выборов главы государства в 2001 году.

Делая ставку на сплоченных вокруг него представителей оппозиционных группировок, как на фундамент предвыборного блока, посол Вик заявлял, что поддержка, в том числе и финансовая, со стороны международных структур и иностранных некоммерческих организаций возможна только в адрес «широкой коалиции», которая включала бы в себя сторонников т.н. «демократических сил». В итоге, за относительно небольшой промежуток времени руководитель миссии ОБСЕ в Минске различными методами сумел на короткое время консолидировать разнородные оппозиционные структуры. Во многом благодаря его усилиям была создана предвыборная коалиция и выдвинут т.н. «единый» кандидат. При этом сам г-н Вик неоднократно выходил за рамки мандата ОБСЕ, осуществляя тем самым вмешательство во внутренние дела независимого государства.

Комитет госбезопасности располагает многочисленными фактами, свидетельствующими о вмешательстве дипломата в политические процессы, происходящие в Беларуси, подчеркнул глава КГБ. И все они свидетельствуют, что встречи и содержание бесед главы КНГ ОБСЕ с оппонентами белорусского руководства носили характер прямого инструктажа в отношении действий оппозиционных сил в стране, отработки линии поведения лидеров оппозиционных структур. На них оговаривались вопросы стратегии и тактики противодействия власти на конкретном этапе и на перспективу.

Подобные действия иностранного дипломата явились основанием для бесед с ним Министра иностранных дел и председателя КГБ Республики Беларусь в мае 2001 года, в ходе которых Х.-Г.Вик был предупрежден о недопустимости вмешательства во внутренние дела Беларуси. При этом Комитет госбезопасности последовательно выступал против искусственного нагнетания обстановки и отнюдь не способствовал возникновению какой-либо кризисной ситуации в отношении ОБСЕ. Возвращение деятельности руководителя КНГ в рамки Венской конвенции явилось единственным необходимым условием для снятия напряженности во взаимоотношениях с КНГ. Однако справедливые претензии белорусских властей не были услышаны г-ном Виком. Глава КНГ стал несколько осторожен в своих высказываниях, но общая направленность его деятельности оставалась неизменной вплоть до отъезда из нашей страны.

Таким образом, указывается в пресс-релизе, именно эта деятельность руководителя КНГ ОБСЕ заложила своего рода мину замедленного действия под перспективы развития отношений Беларуси с западными странами и организациями.

По мнению председателя КГБ, выход из сложившейся ситуации возможен только на основе строгого соблюдения принципа невмешательства во внутренние дела суверенной Беларуси. Любые попытки использовать возникшие разногласия для оказания давления на руководство нашей страны бесперспективны, и не принесут никаких результатов.



<Апрель 2002
ПнВтСрЧтПтСбВс
25262728293031
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293012345
Май 2002>
ПнВтСрЧтПтСбВс
293012345
6789101112
13141516171819
20212223242526
272829303112
3456789