Последнее обновление: 27.11.2024 18:00

Резкий рост цен на нефть больно бьет по мировой авиаиндустрии - WSJ

Мировые авиаперевозчики, уже находящиеся в затруднительном финансовом положении, изо всех сил стараются подстроиться под резкий рост цен на нефть, однако некоторые уже исчерпали большинство возможностей, пишет The Wall Street Journal.

Надбавки к стоимости билетов за топливо дали некоторую передышку авиаперевозчикам в Азии и Европе, однако они фактически не работали в США из-за высокой конкуренции. Замена старых авиалайнеров новыми с более экономичными двигателями - один из выходов, однако это довольно медленный и очень дорогостоящий процесс.

По всему миру авиакомпаниям нужно, чтобы стоимость нефти, из которой производится авиационное топливо, была в пределах $31-33 за баррель, чтобы выйти на безубыточный уровень. Цена нефти в Нью-Йорке в среду выросла до очередного рекорда - $47,27 за баррель. Многие аналитики отмечают, что цена нефти не снизится в ближайшее время.

"Это станет катастрофой для всей индустрии", - отмечает Энтони Консил, представитель Международной Ассоциации Авиатранспорта (IATA). С 2001 году авиаперевозчики по всему миру получили убытки на сумму около $30 млрд. В начале этого года многие компании надеялись получить хотя бы незначительную прибыль, однако сейчас большинство аналитиков прогнозирует огромные убытки.

По расчетам IATA мировая авиаиндустрия способна выйти на прибыльный уровень, если цена сырой нефти марки Brent в Европе, которая всегда немного ниже, чем в США, составит $33 за баррель. В июле средняя цена равнялась $34 за баррель. При среднем уровне за год в $39 за баррель потери авиаперевозчиков в этом году составят до $10 млрд. В 2001 году убыток составлял $13 млрд.

Авиаперевозчики в Латинской Америке могут столкнуться с еще большими убытками, поскольку цена нефти в этом регионе обычно выше, чем в Европе и США.

Топливо - вторая самая большая статья расходов авиакомпаний после трудовых и составляет около 15% от всех расходов. Сейчас стоимость авиационного топлива на 48% выше, чем в прошлом году. Однако топливо - лишь одна из проблем. Вторая лежит в плоскости выручки. Аналитики отмечают, что, если высокие цены на нефть приведут к общему замедлению экономического роста, одними из первых удар ощутят авиакомпании, которые наиболее подвержены скачкам в деловой активности.

Многие европейские и азиатские авиакомпании, которые прошли серьезную реструктуризацию в начала 1990-х, находятся в лучшем положении, чем американские конкуренты. Они также немного более защищены от высоких цен на нефть из-за более высокого курса национальных валют к доллару, что делает нефть для них чуть дешевле. Им также успешнее удалось ввести дополнительную плату за топливо в стоимость билетов.

Air France и KLM в среду последними среди всех европейских авиаперевозчиков ввели доплату за топливо в размере $14,80 за перелет в один конец. Американская Continental Airlines четырежды пыталась ввести доплату в размере $10 за перелет и столько же раз отменяла это решение, так как конкуренты отказывались вводить такие же меры. American Airlines по той же причине пришлось отказаться от идеи ввести доплату. Однако даже введенные доплаты не смогут полностью компенсировать расходы компаний на топливо. Так, British Airways ожидает, что введенные меры позволят получить дополнительно до $127 млн. в год. В то же время счет за топливо за год вырастет примерно на $410 млн.

Для снижения расходов большинство компаний выбирают более новые и экономичные авиалайнеры. Вот почему Airbus и Boeing прогнозируют, что в этом году объем поставок самолетов будет на уровне прошлого года, то есть около 586 лайнеров.

Некоторые компании выбирают хеджирование для защиты от резких колебаний цен на нефтяном рынке. В частности, благодаря хеджированию Southwest Airlines обеспечила 80% всего необходимого компании топлива на 2005 год по цене $24-25 за баррель.

Эксперты считают, что сейчас, при столь высоких ценах на нефть, начинать хеджирование бесполезно. Пол Стеббис, главный исполнительный директор World Fuel Services Corp. отмечает, что это "равнозначно покупке страховки после автомобильной аварии".



<Июль 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
2829301234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Август 2004>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
303112345