Новые претензии налоговиков к ЮКОСу помогут властям "договориться" о национализации, уверены СМИ.
По данным "Коммерсанта", переговоры между владельцами ЮКОСа и правительственными структурами о разрешении конфликтной ситуации проходят в настоящее время.
По одной из версий, конечной целью переговоров для правительства является "временная национализация" ЮКОСа - передача его акций, принадлежащих Group MENATEP, в управление государства. В госсобственности ЮКОС будет находиться несколько лет, до погашения долгов МНС, которые могут составить около 10 млрд долларов. Сейчас предъявлены претензии на 7 млрд по итогам деятельности в 2000 и 2001 годах, но есть ведь еще 2002-й.
Вчерашнее появление новых претензий, увеличивших долг ЮКОСа бюджету вдвое, стало неожиданностью для участников рынка. Цены на бумаги ЮКОСа на РТС весь день были стабильны, а после 6 вечера на ММВБ и западных площадках акции ЮКОСа рухнули. Даже несмотря на то, что ни одного официального подтверждения суммы новой недоимки пока не было.
"Вне зависимости от сроков, в которые новые претензии к ЮКОСу будут оформлены в судебный иск, компания де-факто уже стала банкротом", - считает "Коммерсант".
Между тем, по данным источников газеты, близких к переговорам между нефтяной компанией и властями, правительство предпринимает шаги по недопущению банкротства ЮКОСа. Газета утверждает, что представители Минфина РФ по указанию главы ведомства Алексея Кудрина 27-29 июля провели ряд закрытых встреч с представителями банков-кредиторов ЮКОСа, которые выдали компании кредит на сумму в 1,6 млрд долларов. В ходе этих встреч Минфин якобы заявил, что в ближайшее время долг ЮКОСа бюджету будет реструктурирован на несколько лет под залог контрольного пакета акций ЮКОСа, контролируемого Group MENATEP. Официально в министерстве отказываются комментировать достоверность этой информации.
Напомним, в среду о похожей схеме решения проблемы ЮКОСа говорил как об "обсуждаемой в РСПП" его президент Аркадий Вольский. Передача акций ЮКОСа от Group MENATEP в залог формально не нарушает права собственника акций и будет воспринята на Западе менее резко, чем варианты с национализацией компании.