Совет Республики Национального собрания Беларуси по предложению профильной комиссии отклонил проект закона "О внесении изменений и дополнений в Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь".
Законопроект, который излагал кодекс в новой редакции, был принят Палатой представителей 13 мая. Документ был разработан в целях совершенствования хозяйственного судопроизводства и направлен на разрешение экономических споров, упрощение судебной процедуры и сокращения сроков разбирательств, передаёт БелаПАН.
По словам председателя комиссии по законодательству и государственному строительству Натальи Андрейчик, в новой редакции кодекса предусмотрена система правовых гарантий участников процесса, расширяются основные принципы судопроизводства, что соответствует мировым и европейским стандартам в организации судопроизводства.
В частности, по ее словам, новшеством является процедура посредничества, направленная на ускорение регулирования спорных отношений при квалифицированной помощи работников хозяйственного суда, вводится новая стадия хозяйственного процесса - апелляционная, образуется новая судебная инстанция - кассационная коллегия Высшего хозяйственного суда.
Вместе с тем, как отметила Н.Андрейчик, замечания по проекту заняли примерно 15 листов - около 70 пунктов. Она назвала только основные из них. Во-первых, это несогласованность отдельных статей проекта с нормами Гражданского и Уголовного кодексов, а также положениями других законов.
Например, в соответствии с одним из положений, "назначение на должность судьи хозяйственного суда осуществляется в соответствии с законодательством", в соответствии с другим - "в порядке, установленными законодательными актами", что далеко ни одно и то же, сказала Н.Андрейчик.
Проектом, по ее словам, предусмотрено, что право апелляционного или кассационного опротестования предоставляется только прокурору, принимавшему участие в рассмотрении дела. Генеральный прокурор и его заместитель, согласно проекту, не вправе вносить протесты в порядке надзора за судебным постановлением любого хозяйственного суда по собственной инициативе.
- По нашему мнению, такой подход не сможет обеспечить полное и всестороннее осуществление прокуратурой от имени государства надзора за соответствием закону судебных решений, - сказала Наталья Андрейчик.
Кроме того, по ее словам, отдельные положения проекта неоправданно сужена сфера действие норм других законодательных актов, в проекте нарушены правила подготовки нормативных актов.
Напомним также, что в марте заседании "круглого стола" председатель Высшего хозяйственного суда Беларуси сообщил, что по сравнению с 1997 годом в 2003 году количество обращений в хозяйственные суды возросло почти в 4 раза и составило более 40 тысяч. Он высказал предположение, что с принятием процессуального исполнительного кодекса об административных правонарушениях мы ожидаем еще большего увеличения нагрузки на суды.