Чистые иностранные активы органов денежно-кредитного регулирования Беларуси за 2005 год в случае консервативного варианта макроэкономического развития страны вырастут до $713-744 млн. на 1 января 2006 года.
Как сообщили "Интерфаксу" в управлении информации НБ РБ, концепция проекта прогноза основных направлений денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год предусматривает реформаторский сценарий. В этом случае чистые иностранные активы НБ РБ и правительства могут вырасти до $904-957 млн. на начало 2006 года.
По оценке НБ РБ, чистые иностранные активы органов денежно- кредитного регулирования на 1 января 2005 года составят $620 млн., что соответствует верхней границе прогноза на 2004 год ($355-620 млн.).
В концепции отмечается, что для реализации реформаторского сценария, предусматривающего ускорение либерализации белорусской экономики, ужесточение бюджетно-налоговой политики и значительное увеличение эффективности производства, должен быть реализован ряд основных экономических условий. В частности, уровень денежных форм расчетов в выручке должен составить не менее 95%, объем направленных в бюджет средств от приватизации госсобственности - не менее 1-1,5 трлн.бел.руб., доля убыточных предприятий не должна превысить 15%, рентабельность реализованной продукции должна увеличиться до 15-17%, а прибыль предприятий - в 1,5 раза к уровню 2004 года.
Наряду с этим данный сценарий предполагает снижение к концу 2005 года запасов готовой продукции до 30% среднемесячного объема производства, дефицит бюджета не должен превысить 1% от ВВП и полностью покрываться за счет неэмиссионнных источников. При этом для стимулирования деловой активности, инвестиционных возможностей и выравнивания условий хозяйствования белорусских предприятий с российскими предлагается снизить налоговую нагрузку не менее чем на 3-4% от ВВП. Привлечение иностранных инвестиций в 2005 году должно составить $0,9-1 млрд.
В число необходимых условий разработчики концепции включили разработку и реализацию нормативных правовых актов об экономической амнистии капитала, что создаст условия для снижения теневого бизнеса и возврата капитала, вывезенного за пределы страны.
В случае реализации данных общеэкономических условий и предусмотренных монетарных мер будет существенно увеличен спрос экономики на деньги и тем самым создана основа для приближения коэффициента монетизации экономики, обменного курса нацвалюты, показателей развития банков до уровней, предусмотренных концепцией развития банковской системы Беларуси на 2001-2010 годы.
Между тем реформаторский сценарий и консервативный, который в основном соответствует предварительному проекту социально- экономического развития республики на 2005 год, предусматривают сохранение благоприятных внешнеэкономических условий.
Оба сценария предполагают, что рост ВВП Беларуси в 2005 году составит 9-10%, а инфляция снизится до 9-11%.
В числе важнейших индикативных показателей денежно-кредитной политики Беларуси на 2005 год разработчики концепции выделили активную рублевую денежную массу (денежный агрегат М1, который включает наличные деньги и текущие рублевые вклады в банках) из-за его тесной статистической взаимосвязи с показателями инфляции и девальвации.
По оценке НБ РБ, допустимый интервал увеличения денежного агрегата М1 в 2005 году может составить по консервативному сценарию 23-26%, по реформаторскому - 25-28%.
При этом в зависимости от сценарных вариантов рублевая денежная база (наличные деньги вместе с остатками средств ФОР и депозитами в банках) в 2005 году может увеличиться по первому сценарию не более чем на 12-16%, по второму - на 33-39%.