Последнее обновление: 27.11.2024 18:00

ПРЕЗИДЕНТ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ ПРОВЕЛ СОВЕЩАНИЕ ПО ВОПРОСАМ РЕФОРМЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Образование – одна из высших ценностей человека, неоднократно подчеркивал Президент. Поэтому вопросы повышения качества работы школьной системы – дело государственной важности, которое постоянно находится на контроле Главы государства.

Как сообщили в пресс-службе Главы государства, 25 февраля Президент Республики Беларусь провел совещание, на котором в очередной раз рассматривались вопросы реформы общеобразовательной школы. «Без образованного, воспитанного человека мы не сможем построить сильное и процветающее государство – в этом величайшее значение нашей школы», - так объяснил свое пристальное внимание к этой проблематике Александр Лукашенко.

Министр образования Александр Радьков представил отчет о ходе реформы. Вместе с тем Президент задал закономерные вопросы: что по большому счету дает реформирование школы, есть ли разительные успехи в знаниях учеников, дает ли реформа тот эффект, который ожидает государство от преобразований и нововведений?

По мнению Главы государства, надо самым тщательным образом ежегодно анализировать процесс происходящих в школе перемен. Александр Лукашенко считает, что лучше лишний раз перестраховаться, все очень взвесить, оценить, прежде чем принять решение, исправить которое впоследствии будет очень сложно. «Если мы где-то ошиблись и видим, что идем сомнительным путем или заведомо неправильным, нужно немедленно корректировать ситуацию», считает белорусский лидер. Ведь государство не может позволить себе вкладывать огромные средства на эксперименты, заранее обреченные на провал или малый эффект.

Президента беспокоит, что у многих молодых людей отсутствует стремление учиться, в некоторых школах имеет место практика свободного посещения, налицо падение дисциплины образования, в том числе в плане выполнения домашних заданий и контроля за учебным процессом. Нередки и совершенно курьезные ситуации, когда отношения «учитель-ученик» сводятся к панибратству.

В то же время, как доложил Министр образования, в стране высокое качество образования, о чем свидетельствуют постоянные победы белорусских учащихся на олимпиадах и конкурсах, постоянно растущее число стипендиатов специальных фондов поддержки талантливой молодежи. По словам Александра Радькова, реформа белорусской школы вызывает интерес у стран-соседей.

В результате постоянного общения с учащимися и их родителями, изучения обращений наших граждан Глава государства хорошо знает о тех проблемных вопросах, которые волнуют людей. Каждый из них стал предметом пристального анализа в ходе совещания.

Глава государства потребовал обдуманного, взвешенного подхода при принятии решения о 12-летнем школьном образовании. Против этого нововведения на совещании выступил Председатель высшего аттестационного комитета Анатолий Рубинов.

У Президента, как и у многих специалистов, вызывает настороженность введение единого тестирования, которое будет проводиться по итогам учебы в школе и засчитываться при поступлении в вузы. В ответ на аргумент, что оно обеспечит более объективную оценку знаний учеников, Александр Лукашенко подчеркнул, что нельзя тотально не доверять учителям и преподавателям, а во всех реформах нужно прежде всего исходить из здравого смысла и эффективности преобразований для государства в целом. Немаловажно и то, считает Президент, что в стране сложилась экзаменационная система, и устоявшиеся традиции будут нарушены. Кроме того, общение учителя с учеником все же позволяет более правильно оценить уровень знаний и потенциал молодого человека. Особенно болезненным тестирование будет для сельских школьников, чего допустить нельзя, отметил Александр Лукашенко.

Глава государства поручил вновь внимательно проанализировать целесообразность внедрения обязательного тестирования. При этом в Министерстве образования должны прислушиваться к мнению практиков.

Присутствовавшие на совещании учителя отмечали необходимость скорейшего завершения разработки новых учебников. В свое время, когда Глава государства лично занялся проблемой обеспеченности школы объективными, а не конъюнктурными учебниками, и вынужден был принимать непопулярные решения, вокруг этого пытались создать нездоровый ажиотаж. Однако уже имеющиеся итоги показывают, что не зря этот вопрос был вынесен на столь высокий уровень – сегодня белорусскими учебниками пользуются и в других странах.

Президент в очередной раз сформулировал свои требования к учебникам, которым отводится основополагающее место в системе образования. Они должны соответствовать познавательным возможностям детей, их надо писать понятным, доступным языком, ярко и броско оформлять. Учебник должен притягивать, считает Александр Лукашенко. Существуют государственные стандарты для создания учебников, отступать от которых нельзя. Недопустимым считает Александр Лукашенко искажение исторической действительности, прежде всего должны быть правдивость и объективность. При этом Глава государства потребовал обязательно включать в состав авторских коллективов лучших педагогов-практиков. Что касается средств, то привлечение к созданию учебников самых талантливых специалистов, возможно, даже студентов, должно соответственно вознаграждаться.

По твердому убеждению Александра Лукашенко, воспитательная работа в школе должна идти в ногу со временем. Президент считает, что в этом вопросе необходимо отойти от советских стандартов и найти другие формы подхода к школьной молодежи. Президент отметил необходимость усиления дисциплины в школе, повышения престижа образования

Непреклонным остается требование Главы государства как можно большее внимание уделять воспитанию не только всесторонне развитого, но прежде всего здорового человека. Именно исходя из здравого смысла было принято решение о переходе на 5-дневку, оставляя шестой день для трудовой и спортивной подготовки. Однако на практике эта идея зачастую искажается и шестой день становится или просто свободным, или обычным школьным днем. Привыкать к физической культуре, которая является непременным условием жизнедеятельности современного человека, необходимо с раннего детства. Президент подчеркнул, что будет требовать жесткого соблюдения этого требования.

Необходимо принять ряд серьезных мер для поддержания сельской школы и сельских выпускников. Президент считает ненормальной ситуацию, изложенную ректором БГУ Василием Стражевым, когда на первом курсе дневной формы вуза обучается лишь 1% сельчан. Всего на бюджетной форме обучения только 26 выходцев из сельской местности, на платной – 7, в то время как предпринимателей – 131 и 144 соответственно. Нельзя допустить, чтобы БГУ стал вузом исключительно для минчан и детей из прилегающих к городу районов. «Все дети равны. Мы же отсекаем самую стабильную, по-хорошему консервативную часть общества от обучения», - сказал Александр Лукашенко.

Сельские школьники при поступлении в вузы по уровню подготовленности несколько уступают городским. Вместе с тем юные сельчане более закалены, трудолюбивы и подготовлены к жизни, поэтому государство будет делать ставку именно на сельскую молодежь, отметил Президент. Количество поступающих в вузы из сельской местности будет увеличено, для них должны быть сделаны послабления не только при поступлении, но и на начальном этапе вузовской учебы. Александр Лукашенко убежден, что сегодняшние выходцы из деревни – это будущая элита нашего общества и история не простит, если мы их упустим.

В целом в государстве должен быть создан банк данных талантливой молодежи, подтвердил свое требование Глава государства. Однако таких детей надо не просто учитывать, о продвигать по жизни, требует Александр Лукашенко. Одаренная молодежь должна постоянно находиться в поле зрения государства, поскольку в перспективе она составит элиту нашего общества.

В ходе совещания была поднята и не менее важная проблема адаптации приехавшего в большой город молодого человека к реалиям современной жизни, в которых ребят, а особенно девчат, ждет немало искушений. Президента особенно беспокоит то, что для Беларуси становится актуальной проблема торговли женщинами. Этот бизнес в нашей стране будет жесточайшим образом пресечен, заявил Глава государства. Но при этом заметную роль в адаптации молодежи должен иметь БРСМ, который призван взять под свою опеку неопытных юношей и девушек, создать им условия для полноценного проведения отдыха, где нет места дурным привычкам и устремлениям.

Как сказал Президент в заключение, разговор не закончен. В ближайшее время на рассмотрение Президента страны должны быть внесены предложения по всем обсужденным на совещании вопросам для принятия окончательного решения. Главное, по мнению Александра Лукашенко, не сломать все то доброе, что создано в нашей национальной школе. «Я очень боюсь, чтобы мы не потеряли уровень советской школы, которая из нас сделала образованных людей, той школы, которая всему миру продемонстрировала свои преимущества. Речь не идет о том, чтобы останавливаться на прежнем уровне. Время идет. Нужно осваивать новые технологии, внедрять их на ту базу, которая была создана в советские времена, накоплена поколениями. Нельзя потерять все лучшее, что давно показало свое преимущество и что у нас заимствовано Западом и США. Нельзя враз от этого отказываться. Бог спас нас еще от этого радикализма. Нам нельзя допустить, чтобы у нас произошло то, что у наших соседей, что вообще уничтожило среднюю школу», - отметил Президент Беларуси.



<Январь 2004
ПнВтСрЧтПтСбВс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930311
2345678
Февраль 2004>
ПнВтСрЧтПтСбВс
2627282930311
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
1234567