Концерн "Белнефтехим" в прошлом году увеличил свою долю в общем объеме продаж нефтепродуктов потребителям республики, но снизил их реализацию через автозаправочные станции, сообщил на совете концерна его председатель Иван Бамбиза.
И.Бамбиза констатировал повышение конкуренции на рынке нефтепродуктов со стороны коммерческих структур. В 2003 году в Беларуси было выдано 1700 лицензий на торговлю нефтепродуктами, в том числе на оптовую - 800. Это свидетельствует о том, что "Белнефтехим" не является монополистом на торговлю нефтепродуктами, подчеркнул его глава.
В то же время доля предприятий по обеспечению нефтепродуктами концерна в общем объеме реализованных потребителям основных видов нефтепродуктов возросла за 2003 год на 4,1 процентного пункта по сравнению с 2002 годом - до 63,8%, что составило 2396 тыс. тонн. При этом доля автобензина, реализованного потребителям предприятиями концерна, составила 71,8% в общем объеме продаж, дизтоплива - 67,3%, топочного мазута - 35%, нефтебитума - 70%.
Вместе с тем, как отметил И.Бамбиза, реализация автобензина предприятиями "Белнефтехима" через АЗС в 2003 году уменьшилась на 2,1% по сравнению с 2002 годом, дизельного топлива – на 0,2%. Основной причиной снижения стало поддержание коммерческими структурами более низких цен на нефтепродукты, чем у предприятий концерна, считает И.Бамбиза.
Из-за снижения объемов продаж и, как следствие, выручки от реализации автомобильного топлива убыточными по итогам работы в 2003 году стали 49 АЗС из 374-х в системе концерна. В основном убыточными оказались АЗС, расположенные вблизи российской и украинской границ, поскольку цены на нефтепродукты в сопредельных государствах дешевле в 1,5-1,6 раза, чем в Беларуси. Убыточными стали также 20 АЗС в небольших населенных пунктах с малым количеством автотранспорта.
Несмотря на это, предприятия концерна будут продолжать работы по расширению сети АЗС, уделяя внимание также строительству объектов дорожного сервиса, подчеркнул И.Бамбиза.