В Министерстве экономики к настоящему времени завершено рассмотрение проектов решений Совета Министров РБ с предложениями по преобразованию Белорусской инспекции речного судоходства и о создании Белорусской инспекции речного регистра.
При этом, как сообщили в пресс-службе Минэкономики, предложено предусмотреть утверждение постановлением Совета Министров Республики Беларусь соответствующих уставов как основы для деятельности преобразованной Белорусской инспекции речного судоходства и Белорусской инспекции речного регистра.
Формирование в прошлые годы транспортной системы Республики Беларусь, ее организационной структуры, а также нормативной правовой базы определялись такими факторами как отсутствие прямого выхода республики к морю (при наличии довольно густой сети естественных внутренних водных путей), а также выгодным географическим положением и наличием необходимых экономических предпосылок для развития наземных и трубопроводного видов транспорта.
В этих условиях (наряду с формированием наземных и трубопроводного видов транспорта, гражданской авиации) речной транспорт в Республике Беларусь в основном использовался для обеспечения потребностей строительных организаций в перевозках строительных грузов, для добычи песчано-гравийной смеси из русел рек.
В связи с падением в последние годы спроса на традиционные услуги речного (внутреннего водного) транспорта, связанные с обслуживанием строительных организаций, роль и значение речного транспорта в транспортном секторе существенно снизились. Для обеспечения стабилизации и увеличения объемов перевозок внутренним водным транспортом Советом Министров Республики Беларусь была утверждена в марте 2003 года Программа развития внутреннего водного и морского транспорта до 2010 года. В Кодексе внутреннего водного транспорта Республики Беларусь были определены правовые, экономические и организационные основы судоходства по внутренним водным путям Республики Беларусь.