Последнее обновление: 22.11.2024 18:00

ПОД ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВОМ АЛЕКСАНДРА ЛУКАШЕНКО ПРОШЛО ЗАСЕДАНИЕ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

26 декабря 2003 года под председательством Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко прошло заседание Совета Безопасности Республики Беларусь, на котором обсуждались актуальные вопросы обеспечения национальной безопасности.

Как подчеркнул Глава государства, сегодняшнее заседание Совета Безопасности Республики Беларусь является очень важным и носит исторический характер. «Такая повестка дня, такой важности вопросы на Совете Безопасности еще не рассматривались. Да и практика обсуждения таких вопросов отсутствует не только в Беларуси, но и на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы. Речь идет об обороне нашего государства в определенные чрезвычайные периоды, если такие возникнут», - сказал белорусский лидер.

Основной вопрос, включенный в повестку дня, был посвящен рассмотрению документов, направленных на обеспечение национальной безопасности государства в военной сфере.

При этом Президент особо отметил, что рассмотрение этого вопроса не связано с тем, что «мы пытаемся бряцать оружием, кого-то запугивать. Абсолютно нет. Речь идет об обороне нашего Отечества». Люди должны знать, что высшее руководство Беларуси помнит о необходимости защищать население, страну от посягательств извне, убежден белорусский лидер. «Мы должны обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность нашего государства. Вот и все. Нагнетать вокруг этого какие-то страсти ни в коем случае нельзя», - считает Александр Лукашенко.

Как заявил Президент, в Беларуси разработан «довольно качественный» план обороны государства. Наша страна первая на постсоветском пространстве и среди государств Восточной Европы приступила к решению столь масштабной и актуальной задачи.

Беларусь сконцентрировала усилия на самостоятельном решении приоритетных задач обеспечения национальной обороны. Глава государства выразил убежденность в том, что именно такой подход позволит и в дальнейшем правильно и рационально распределять имеющиеся ресурсы в государстве, обеспечить разработку взаимосогласованных планов подготовки экономики, финансов, территорий страны, населения, всех государственных институтов к оптимальному решению задач в сфере обороны.

Учитывая опасные геополитические тенденции, Беларусь вынуждена проявлять бдительность и уделять особое внимание укреплению своей боеспособности, созданию современной устойчивой системы военной организации государства. Анализ современной международной обстановки показывает, что мир возвращается к состоянию, при котором война и силовое давление становятся реальными инструментами внешней политики, отметил Президент. Международное право и международный институт уже практически не могут в полной степени гарантировать защиту суверенитета и территориальной целостности того или иного государства. Налицо настойчивое стремление руководства отдельных государств к гегемонии, монопольному доминированию, формированию нового миропорядка. Белорусский лидер привел в пример Соединенные Штаты, которые, по его словам, заявляют об особых правах на применение военной силы в отношении государств, осмеливающихся проводить самостоятельную, неподконтрольную им внешнюю и внутреннюю политику. «Более того, они настаивают, чтобы военнослужащие Америки не несли за это никакой ответственности, и, к сожалению, многие международные организации идут на поводу у этого мнения», - констатировал Александр Лукашенко.

Президент подчеркнул, что Беларусь проводит последовательную внешнюю политику, направленную на укрепление международной безопасности. Мы сохраняем приверженность идеям всеобщего ядерного разоружения, нераспространения оружия массового поражения и соответствующих технологий. Расширяется участие Беларуси в деятельности международных и региональных организаций в области международной безопасности и контроля над вооружениями. Республика стремится внести свой вклад в построение новой архитектуры европейской безопасности, развивает взаимовыгодное сотрудничество с НАТО. Мы занимаем активную позицию в Организации Договора о коллективной безопасности, создаем и укрепляем единое оборонное пространство с Россией, добавил белорусский лидер.

Однако указанных мер недостаточно, убежден Президент. По его мнению, необходимо реализовать комплекс мероприятий для обеспечения устойчивого, эффективного функционирования системы военной организации государства.

Президент подчеркнул, что в этом плане сделано уже немало. Последовательно осуществляется реформирование Вооруженных Сил, качественно меняется их состояние и оснащенность, предприняты первые практические шаги по созданию целостной системы обороны страны.

По итогам обсуждения данного вопроса Совет Безопасности Республики Беларусь утвердил пакет документов, касающихся вопросов всесторонней подготовки к обороне страны при появлении военной угрозы. Их принятие позволит конкретизировать роль и место каждого органа госуправления в общей системе обеспечения безопасности страны.

Одной из важнейших составляющих безопасности страны является устойчивое и надежное функционирование государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Эта система требует эффективной работы структур по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Поэтому в повестке дня заседания Совета Безопасности Республики Беларусь был вопрос о роли и задачах государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов по реализации государственной политики в сфере предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях.

В Беларуси созданы механизмы защиты населения и территории как в условиях мирного, так и военного времени. Существенно реформировано Министерство по чрезвычайным ситуациям, которое включает военизированную пожарную службу, переданную из системы МВД 5 лет назад, и подразделения гражданской обороны. И, как сказал Президент, «сегодня мы пришли к тому рубежу, на котором требуется не только оценить достигнутое, но и определить перспективы дальнейшего развития».

Необходимо тщательно проанализировать итоги проделанной работы, сопоставить принятые управленческие решения с фактическим состоянием системы защиты, ее реальной способностью обеспечить безопасную жизнедеятельность. Конечной целью работы должно стать уточнение основных направлений государственной политики по совершенствованию системы защиты, предназначенной для предотвращения военных, природных, техногенных рисков и спасения гражданского населения, подчеркнул Александр Лукашенко.

По оценке белорусского лидера, в работе государственного пожарного надзора есть ряд недостатков. В их числе Президент указал низкую техническую оснащенность аварийно-спасательных формирований, проблемы с обучением руководящего состава и населения, а также создания резервов материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. По словам Александра Лукашенко, имеет место и «перестраховочная позиция наших пожарных и руководства МЧС». Вместо того чтобы работать оптимально, они забюрократизировались, мешают работать субъектам хозяйствования, предъявляют завышенные требования в части противопожарной безопасности. В этой связи нередки случаи формализма и обмана, убежден Президент.

Члены Совета Безопасности заслушали отчет Министра по чрезвычайным ситуациям Валерия Астапова. О том, какие меры предпринимаются в регионах для предотвращения катастроф и аварий, оперативной ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, доложили председатели областных исполнительных комитетов.

Подводя итоги рассмотрения данного вопроса, Президент отметил, что несмотря на проделанную большую работу необходимо улучшить деятельность МЧС по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, особенно повседневного характера, «ведь жизнь складывается из мелких аварий на конкретных объектах, которые могут повлечь и более крупные аварии». Это требует черновой работы внизу – в отрядах МЧС, в конкретных помещениях, квартирах, с конкретными людьми, подчеркнул Александр Лукашенко. И здесь деятельность Министерства должна быть существенно улучшена. «Ежегодный ущерб от различных бедствий и аварий оценивается в сотни миллионов рублей. Но самое страшное – гибнут люди. И получается, что на учениях хорошо, а в реальной жизни – гибнут люди. Для Беларуси это недопустимо, имея в виду то внимание, которое и я, и руководство страны в целом уделяют работе МЧС», -сказал Президент.

Особое внимание Глава государства обратил на происшедший 12 октября этого года пожар в Козловичском доме-интернате для психоневрологических больных, расположенном в Гродненской области. Расследование этого ЧП на контроле у Главы государстве. Органы МЧС такие объекты должны взять на особый контроль и не просто давать предписания, а оказать реальную помощь в принятии мер противопожарной безопасности, потребовал Президент. Конкретные выводы по данному происшествию будут сделаны после окончания расследования, о ходе которого Глава государства постоянно информируется.

В целом, должен быть налажен государственный надзор и контроль за потенциально опасными с точки зрения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера объектами и регионами. А населению страны должны быть предложены минимальные навыки того, как действовать в тех или иных чрезвычайных ситуациях.

Учитывая, что впервые в стране в качестве эксперимента будут объявлены рождественские каникулы, Президент потребовал, чтобы была налажена работа всех служб, обеспечивающих жизнедеятельность людей, а на местах сделано все для того, чтобы люди почувствовали праздник.

В этот же день Глава государства утвердил План обороны Республики Беларусь.



<Ноябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234