Последнее обновление: 03.05.2024 18:00

ЭКСПЕРТ ВБ НАЗЫВАЕТ РИСКОВАННЫМ ПРОГНОЗ РОСТА ВВП БЕЛАРУСИ НА 10% В 2004 ГОДУ

Глава миссии Всемирного банка (ВБ) Лев Фрейнкман называет рискованным одобренный правительством Беларуси прогноз роста ВВП республики в 2004 году на 10%.

Как заявил Л.Фрейнкман журналистам в Минске, "правительство страны идет на значительный риск, прогнозируя такой рост". По его мнению, ранее одобренный правительством прогноз роста ВВП в 6,5-7,5% и так являлся "чересчур оптимистичным".

По итогам работы миссии ВБ в Беларуси органам госуправления был представлены рекомендации по повышению эффективности управления государственными финансовыми ресурсами. Глава миссии отметил, что "процесс согласования и принятия белорусской стороной рекомендаций банка по бюджетному процессу проходит, к сожалению, очень медленно".

По его мнению, характерными чертами бюджета Беларуси традиционно являются "высокая налоговая нагрузка, что препятствует экономическому росту и реструктуризации, непрозрачность бюджетного процесса, отсутствие среднесрочной и долгосрочной бюджетной стратегии, неадекватное экономической ситуации увеличение зарплаты".

Кроме того, одной из основных проблем белорусского бюджета он считает наличие внебюджетных инновационных фондов, которые, по его словам, формируются за счет перераспределения средств от эффективных к несостоятельным предприятиям.

Л.Фрейнкман также отметил, что в условиях незначительных валютных резервов и внешней зависимости от поставок энергоресурсов "даже небольшой внешний шок может вызвать непропорциональное по силе воздействие".

Он считает, что с целью минимизации фискальных рисков Беларусь, наряду с корректировкой политики опережающего роста зарплаты, должна отказаться от нынешних масштабов льгот и субсидий в социальной сфере, срочно провести пенсионную реформу, которая будет включать повышение пенсионного возраста.

Кроме того, учитывая предстоящее введение в Беларуси российского рубля, Л.Фрейнкман отметил необходимость сближения бюджетных процессов в республике с российскими, особенно в части снижения налоговой нагрузки. При этом он не исключил, что следствием этого станут негативные последствия для относительно слабой белорусской бюджетной системы. Однако эксперт не видит причин для компенсации со стороны правительства России возможных потерь белорусского бюджета, так как "введение российского рубля и связанные с этим реформы являются благом для Беларуси".

Вместе с тем в проекте бюджета Беларуси на 2004 год в качестве положительных моментов Л.Фрейнкман выделил отказ от финансирования дефицита бюджета за счет кредитов Нацбанка, включение в состав республиканского бюджета средств Фонда социальной защиты населения и непосредственное направление средств от приватизации госимущества на финансирование дефицита бюджета. В целом "планы бюджета 2004 года более дисциплинированные", считает он. Как сообщалось ранее, республиканский бюджет Беларуси принят в первом чтении с дефицитом 690 млрд. белорусских рублей, или 1,5% ВВП. Доходы составляют 13,2 трлн. бел. рублей, расходы - 13,9 трлн. бел. рублей.



<Ноябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234