Последнее обновление: 26.11.2024 18:00

ПО ИТОГАМ ВИЗИТА СЕРГЕЯ СИДОРСКОГО В ШТАБ-КВАРТИРУ ЕБРР ДОСТИГНУТ РЯД ДОГОВОРЕННОСТЕЙ ПО ПОДГОТОВКЕ НОВОЙ СТРАТЕГИИ БАНКА ПО БЕЛАРУСИ НА ПЕРИОД 2004-2006 ГОДЫ

В период с 8 по 9 декабря 2003 года состоялся визит правительственной делегации Республики Беларусь во главе с и.о. Премьер-министра Республики Беларусь – управляющим ЕБРР от Республики Беларусь Сергеем Сидорским в штаб-квартиру Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) в г. Лондоне. Об этом сообщили в пресс-службе МИД Беларуси.

В состав делегации также вошли Первый заместитель Министра экономики Республики Беларусь – заместитель управляющего ЕБРР от Республики Беларусь Николай Зайченко, заместитель Министра иностранных дел Республики Беларусь Александр Сычёв, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Великобритании Алексей Можухов, представители Аппарата Совета Министров и Посольства Республики Беларусь в Великобритании.

8 декабря прошли встречи руководителя белорусского Правительства с Президентом ЕБРР Жаном Лемьером и менеджментом Банка. С.Сидорский в своем выступлении перед членами Совета директоров ЕБРР осветил широкий круг вопросов внутренней и внешней политики Республики Беларусь. Были также проведены двусторонние встречи с директором ЕБРР от Германии Гердом Заупе и директором от России, Беларуси и Таджикистана Игорем Ковтуном.

Второй день визита белорусской делегации был посвящен встречам с деловыми кругами Великобритании. С.Сидорский провел переговоры с директором-распорядителем рейтингового агентства «Стендард энд Пурс» (Standard & Poor’s) Дэвидом Бирсом (David Beers). Данное агентство является ведущим в мире финансовым институтом, который устанавливает рейтинги кредитоспособности или финансовой устойчивости государств. С обеих сторон был высказан интерес к взаимному сотрудничеству.

Делегация провела также встречу в Министерстве финансов Великобритании и с компанией «Де Ля Ру», на которой рассматривались вопросы участия этих структур в развитии и техническом оснащении финансового и банковского секторов Беларуси.

Основной темой проведенных встреч и переговоров было расширение сотрудничества Республики Беларусь с ЕБРР. Достигнут ряд договоренностей по вопросам процесса совместной подготовки новой стратегии Банка по Беларуси на период 2004-2006 гг. Рассмотрены и намечены новые предложения по инвестированию в конкретные сектора экономики и предприятия Беларуси. Участники встреч согласились с предложенным белорусской стороной поэтапным принципом подготовки новой стратегии Банка, который бы учитывал особенности социально-экономической политики Беларуси, эволюционный путь реформирования экономики, необходимость поддержания высокого научно-технического потенциала нашей страны, обеспечения социальной защиты населения в период проведения экономических реформ.

По информации МИД, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является единственным межправительственным финансово-кредитным учреждением с политическим и экономическим мандатом, который оказывает финансовую поддержку в проведении рыночных преобразований странам Центральной и Восточной Европы, соблюдающим принципы многопартийной демократии.

Главной целью деятельности Банка является оказание содействия в создании частного сектора в странах с переходной экономикой.

Обладая политическим мандатом, Банк используется его основными акционерами - странами ЕС, США и Японией, обладающими 50%, 10% и 8% акций соответственно, - для оказания политического и финансового давления на страны-получатели финансовых ресурсов ЕБРР, в том числе Туркменистан, Узбекистан, Молдову и Беларусь.

Распределение ресурсов по странам операций, экономические, секторальные и другие приоритеты ЕБРР отражают в значительной мере приоритеты и интересы главных акционеров Банка, а также интересы частных инвесторов - партнеров ЕБРР.

Как финансово-кредитное учреждение Банк не является мощной международной организацией для проведения широкомасштабной инвестиционной и кредитной деятельности в странах операций и в своей деятельности руководствуется коммерческими принципами. Являясь софинансирующим учреждением, Банк выполняет в большинстве случаев функцию «катализатора» реформ, поддерживая инвестиционные и другие проекты с высокой степенью риска. За 11 лет деятельности совокупный объем собственных ресурсов Банка в проектах в 27 странах с переходной экономикой оценивается в 20,2 млрд. евро при их общей стоимости в 67,8 млрд. евро.

В 2001 году совокупный объем финансирования всех 102 проектов в 27 странах операций ЕБРР составил максимальную сумму в размере 3,66 млрд. евро за весь период практической работы с 1991года (это примерно десятая часть годового объема ВВП страны, сопоставимой с Беларусью по размеру экономики). Три четверти проектов ЕБРР осуществлялось с участием частных инвесторов, а собственные ресурсы ЕБРР в них составили всего 2,6 млрд. евро.

В рамках геополитической и экономической приоритетности среди 27 стран операций Банк выделяет государства Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) и Балтийские государства (БГ) - кандидаты в члены ЕС, страны Юго-Восточной Европы (Балканы), Россию, Украину, Кавказский регион, Среднюю Азию.

Отраслевыми приоритетами деятельности ЕБРР до 2005 года являются финансирование в странах операций проектов структурной перестройки (приватизации) предприятий; развитие негосударственного финансового сектора и инфраструктуры, в том числе муниципальных объектов, транспорта, энергетики, связи; охрана окружающей среды, в частности чистые технологии, возобновляемые источники энергии, утилизация отходов, ядерная безопасность.

Республика Беларусь является членом ЕБРР с 1992 года, владея 4000 акций на сумму 40 млн. евро, что составляет 0,2% от уставного капитала ЕБРР, и осуществляет сотрудничество на основе Меморандума о взаимопонимании между Правительством Республики Беларусь и ЕБРР от 19.02.1993 и Стратегией ЕБРР по Беларуси на 2002-2004 годы.

В первые годы членства сотрудничество Республики Беларусь с ЕБРР осуществлялось на основе Меморандума о взаимопонимании, в соответствии с которым основными направлениями деятельности Банка в Беларуси были определены кредитные и инвестиционные операции, оказание технической помощи в следующих областях: энергетический комплекс, инфраструктура, структурная перестройка экономики, финансовый и банковский сектор, поддержка предпринимательства и приватизации, использование сельскохозяйственных и лесных ресурсов и некоторые другие.

2002 год стал важным этапом в процессе развития сотрудничества между Республикой Беларусь и ЕБРР. В мае 2002 г. Банком была утверждена Стратегия ЕБРР по Беларуси, которая предусматривает на первом этапе финансирование только частного сектора (базовый сценарий) и постепенный переход через участие ЕБРР в проектах «большой» приватизации и пополнение ресурсов банковского сектора страны (промежуточный сценарий) к финансированию государственного сектора (регулярный сценарий) по мере достижения прогресса в демократических и рыночных преобразованиях согласно критериям ЕБРР.

Принятие Стратегии создало предпосылки для дальнейшего развития сотрудничества с Банком, в том числе наращивания проектной деятельности в Республике Беларусь.

Общая сумма кредитов Республике Беларусь, предоставленных ЕБРР под государственные гарантии, составляет около 170 млн. долларов США. При содействии ЕБРР в Республике Беларусь было реализовано пять крупных проектов под государственные гарантии. В целом завершены такие проекты, как «Развитие электросвязи Беларуси», «Создание в г. Минске оптового рынка плодоовощной продукции», «Модернизация Оршанской ТЭЦ», «Реконструкция автодороги М1/ЕЗО Брест – Минск - граница России». В настоящее время осуществляется выплата средств по возврату данных кредитов.

Продолжается реализация Кредитной линии на развитие малого и среднего бизнеса. С начала реализации Кредитной линии ЕБРР на развитие малого и среднего бизнеса в рамках указанного проекта одобрено и профинансировано 72 субпроекта, 4 субпроекта из которых связаны с финансированием лизинга и оборотного капитала (1 субпроект – лизинг и 3 субпроекта – оборотный капитал). В рамках программы микрокредитования, которая является частью Кредитной линии ЕБРР на развитие малых и средних предприятий, по состоянию на 01.10.2003 г. профинансировано 782 проекта (из них 289 – проекты индивидуальных предпринимателей).

Кроме упомянутых проектов Банк осуществляет также проекты без предоставления правительственных гарантий. Так, Банк является владельцем акций «Приорбанка» (акционерное участие ЕБРР составляет 13,5% или 3482,7 млн. руб., по состоянию на 01.11.2003 г.), ЗАО «Милавица» (12,68% на сумму 936 тыс. долларов США).

С 1995 года «Приорбанк» ОАО является заемщиком по Кредитной линии ЕБРР по поддержке предприятий малого и среднего бизнеса. В июле 2001 г. в целях увеличения эффективности использования указанной Кредитной линии была разработана программа микрокредитования, в рамках которой финансируются малые предприятия и частные предприниматели. Небольшие суммы кредитов, упрощенная процедура выдачи кредита, снижение кредитных рисков являются основными преимуществами данного проекта. По состоянию на 1 ноября 2003 г. «Приорбанк» ОАО в рамках программ микрокредитования одобрено 458 кредитов.

В 2000 году «Приорбанк» ОАО стал участником программы ЕБРР содействия торговли. Важным событием в истории сотрудничества «Приорбанк» ОАО с ЕБРР стала организация ЕБРР синдицированного займа в сентябре 2003 г. в размере 36 млн. долларов США в виде двух кредитов.

В целом в результате длительного и интенсивного политического и экономического диалога, проведенного с ЕБРР белорусской стороной, в том числе в рамках мониторинга выполнения страной критериев, заложенных в новую Стратегию Банка по Беларуси, ЕБРР постепенно перешел от политического прессинга к поиску и подготовке новых инвестиционных проектов в Беларуси. Благодаря активной позиции белорусской стороны по вопросу расширения операций Банка в Беларуси в конце 2002 г. были интенсифицированы визиты в Беларусь миссий, занимающихся подготовкой новых инвестиционных проектов.

Осуществляя свои операции в странах, ЕБРР должен придерживаться определенных секторальных и региональных приоритетов. Банком отдается основное предпочтение развитию частного сектора. Кроме того, ЕБРР активно участвует в финансировании проектов структурной перестройки и приватизации предприятий, развитии финансового сектора, объектов инфраструктуры, охраны окружающей среды. Однако даже в этих приоритетных сферах роль ЕБРР в финансировании проектов в Беларуси остается пассивной.

Как и другие многосторонние финансово-кредитные организации, ЕБРР выстраивал свою политику в отношении стран получателей его ресурсов, в том числе и Республики Беларусь, исходя из общих подходов и стандартов к демократическим и рыночным реформам, происходящих из идеологии глобализации и либерализации экономики, без учета национальных особенностей той или иной страны. Хотя Банк присоединился к «Монтеррейскому консенсусу» в части учета национальных социально-экономических и политических условий при реализации своих программ, на практике Банком никакие действия на этот счет ни в одной стране еще не предпринимались.



<Ноябрь 2003
ПнВтСрЧтПтСбВс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
1234567
Декабрь 2003>
ПнВтСрЧтПтСбВс
24252627282930
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234